Гражданин — Отечества достойный сын

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Учитель: Галактионова Надежда Витальевна

Образовательное учреждение:  МБОУ «БСОШ»

Предмет: обществознание

Класс: 6 «А»

Тема урока: Гражданин — Отечества достойный сын.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные: -    Способствовать    формированию    у    учащихся    четких представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях;

Воспитательные: Способствовать воспитанию патриотизма, гражданской позиции;

Развивающие: -   Способствовать   формировании   речевых   умений  (вести рассуждения и аргументировать свою точку зрения), — умения работать с учебником, с раздаточным материалом, умение работать с иллюстрациями.

Задачи: -  Развивать  представление  об  истинном  гражданине и

патриоте

Формы организации работы детей: работа в группах, беседа, игра, самостоятельная работа с раздаточным материалом

Используемое   оборудование:   учебник   Боголюбова   Л.Н. Обществознания.   6   класс,   Просвещение,   2008.   -   174с., раздаточный материал (статьи конституции РФ), экран и проектор

 

Ход урока

I. Организационный момент (2-3 минуты) Знакомство с учащимися, ознакомление с системой оценивания.

//. Изучение нового материала

Давным-давно су­ществовал на земле город Добрых Мастеров. Много жи­ло в нем умелых людей — каменщиков и кровельщи­ков, гончаров и столяров, портных и башмачников... Даже обыкновенные подметальщики улиц были в этом городе Мастерами. Они так здорово вычищали улицы и дворы, что нельзя было не залюбоваться их работой. Но самое главное — все эти Мастера были людьми добры­ми, отзывчивыми, умеющими дружить, помогать друг другу. Так бывает, когда люди заняты своим делом, жи­вут достойно и в достатке. И еще они очень любили свой город, гордились им, с добрым сердцем приглашали к себе в гости таких же тружеников, как они сами. Они были поистине добрыми горожанами.

Но вот однажды на город напали черные рыцари, промышлявшие разбоем, налетами на города и селения. Их вожак — старый хромой воин — объявил себя пра­вителем города Добрых Мастеров, потребовал в жены самую красивую девушку, а жителей города сделал своими рабами. Не сразу осознали горожане, какая беда приключилась с ними. Некоторое время они надеялись, что рыцари возьмут, что им нужно, и уйдут. Но когда все горожане были объявлены рабами, в них проснулись граждане. Вооружившись кто чем смог, они дружно на­пали на захватчиков, перебили самых жестоких из них, а остальных выгнали из города.

— Каким образом жители города Добрых Мастеров проявили себя не только как горожане, но и как граждане?

 Конечно, гражданские добродетели люди обретают не только в бою. Существует много способов превращения мирных обывателей в настоящих граж­дан.

Записывается тема урока (слайд №1)

  1. 1.     Станции (слайд №2)

Сейчас мы с вами садимся в крошечный  автобус, пристегните ремни, и готовьтесь к путешествию по следующим станциям…(на экране)

  1. 2.     Разбросанные понятия (станция понятийная)

Посмотрите по сторонам внимательно и предположите, какие понятия связаны с темой урока.

(гражданин, патриот, конституция, голосование, символика, федерация, субъект).

Понятия прикрепляются к записи на доске «Понятия урока».

— Знакомы ли вы с понятием «гражданин»?

Давайте вспомним Древнюю Грецию и Древний Рим, кого считали в этих странах гражданином? (свободные люди, которые могли голосовать на народном голосовании). А теперь посмотрим какое значение сейчас имеет это понятие (стр. 175). Запись понятия в тетрадь.

Вообще гражданин – это всегда человек. Но вот послушайте:

  • Гражданин плачет…
  • Гражданин влюбился…
  • Гражданину больно…
  • Гражданину весело…
  • Гражданин любит свою маленькую дочку…
  • У гражданина ничего не получается с английским языком…

Не правда ли, очень хочется заменить в этих предложениях слово «гражданин»  на какое-то другое, менее громкое.  Все это скорее, относится к просто человеку. Или еще лучше, к Максиму, Татьяне, Игорю….

А вот другой ряд слов:

  • Гражданин выступает на митинге…
  • Гражданин участвует в выборах президента…
  • Гражданин защищает в суде обиженного человека…
  • Гражданин призывает окружающих людей е политической активности…

Здесь слово «гражданин» определенно на своем месте». Т.е. слово «гражданин» связано с представлением о правах и свободах которые ему принадлежат.

6. Станция правовая.

Каждый гражданин имеет определённые права и обязанности, которые прописаны в главном документе нашей страны.

– В каком документе? (в конституции РФ)

Работа с Конституцией, с Главой 2 .

Задание: прочитайте главу вторую Конституции РФ и определите какие пункты относятся к правам, а какие к обязанностям. Выделяем нужным знаком (нажатие на гиперссылку) (2-4 минуты).

7. Станция достойных граждан

Мы рассмотрели понятия гражданин, разбирая его права и обязанности, но оно тесно связано с понятием гражданственности, охватывающие комплекс морально- нравственных качеств гражданина.

Давайте вспомним из истории достойных граждан своего Отечества (гиперссылка)  Но у нас в стране есть свои герои, с которыми вы познакомитесь, посмотрев небольшую сценку.

Беда пришла в Россию. И тогда, как и накануне Куликовской битвы, на помощь Руси пришли священнослужители Тро­ицкого монастыря — обители Сер­гия Радонежского. Монахи Диони­сий и Авраамий посылали грамоты во все города и просили жителей идти против врагов Отечества.

Чудо произошло в Нижнем Нов­городе. Избавителем России стал простой мещанин Кузьма Минин. Содержание грамот из Сергиевой лавры вызвало в его душе сильное чувство. Не медля он пошел на площадь, где читали гра­моты Дионисия и Авраамия, и обратился к народу. Представим себе эту сцену:

КУЗЬМА МИНИН. Вера и Отечество наши погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущест­ва для избавления Москвы, продадим свои дома, зало­жим жен и детей своих и выкупим из беды Отечество. Бог благословит наше предприятие!

НИЖЕГОРОДЦЫ. Умрем за Русь святую!

КУЗЬМА МИНИН. Несите все, что имеете, люди рус­ские! Жертвуйте ото всей души!

МЕЩАНИН В ТОЛПЕ. А зачем столько денег-то?

ПИСЕЦ-ГРАМОТЕЙ. Как на что? Ужель не понима­ешь? Надо войско-то какое большое собрать. А откуда взять оружие? А на прокорм, на одежду воинам — сколько потребно?

БОГАТАЯ ГОРОЖАНКА. Шубу отдаю со своего плеча. Монеты золотые и ожерелье с камнями хиндустанскими.

ДРУГАЯ БОГАТАЯ ГОРОЖАНКА. Кольца свои жертвую. А вот у моего сыночка Васятки пуговки сереб­ряные на кафтанчике срежу — отдам.

ГОРОЖАНИН ПОБЕДНЕЕ. И с кокошников-то алма­зы и жемчуга снимайте, барыни. Изумруды и яхонты не берегите. Простым бисером замените.

БЕДНАЯ ГОРОЖАНКА. И я принесу свою долю. Ох, бедность наша! Да дочурке моей сережки серебряные крестный намедни подарил. Ничего, без сережек ходила пятнадцать годков, еще походит.

КУЗЬМА МИНИН. Спасибо, милые мои! Если так и дальше дело пойдет, прогоним мы ворогов с родной зем­ли. Избавим Отечество от погибели.

В войске, собранном Мининым и Пожарским, были представители многих народов России. Народы-братья разгромили иностранных оккупантов и спасли Россию от порабощения.

— Пожалуйста посмотрите на памятник (на доске, стр 178), рассмотрите надпись на нем и скажите почему Кузьма Минин был назван гражданином?

Но не только те, люди которых мы знаем из истории, которые, например,  возглавляли войско,  совершают истинно гражданские поступки, но и в повседневной жизни.

Но к сожалению есть люди, которых не интересуют события, которые происходят в обществе. Их волнует только собственное благополучие. Вот послушайте рассказ об осторожном карасике…

Жил-был осторожный карасик. Жил, уют­но прячась в тине, где его с трудом находили и сороди­чи, не говоря уж о страшных щуках и окунях. Иногда кто-нибудь говорил ему: «Высунись, родимый, погуляй по белу свету, разомни свои косточки, покажи свою си­лу-удаль». «Нет, — отвечал им карасик, — там, без ти­ны, как-то неуютно, страшно как-то. А ну щука нагря­нет. Как с ней управиться?»

«Чудак ты, — говорили ему, — если такие, как ты, будут вечно отсиживаться в своей уютной тине, щуки так расплодятся, что и нам, смелым рыбешкам, житья от них не будет. Вышел бы, принял участие в общест­венной жизни... Пошел бы голосовать...»

«А что, — подумал карасик, — может быть, и впрямь мне себя показать? Стать этаким народным трибуном, глашатаем светлого будущего. Глядишь, и другие карасики за мной пойдут. Затем в парламент выберут, а там и президентом над всеми рыбешками выдвинут...» Совсем уж было собрался вылезти из тины, да решил чайку попить на дорожку. И пока он чай этот пил, весь пыл его словно куда-то выветрился. «Президентом могут и не выдвинуть, а вот с щуками дело иметь придется, это уж точно», — подумал карасик. Забрался подальше в тину и уснул сладким сном...

— Как ведет себя по жизни «осторожный карасик»?

— Чем гражданин отличается от «осторожного карасика»?

Активное участие в управлении сво­ей страной, городом, районом, поселком, например в ка­честве избирателя.

Можно с уверенностью сказать, что счастлива та страна, которая состоит из граждан в самом высоком смысле этого слова. Но, увы, не каждая страна может похвастать большим количеством именно таких граждан.

Соотнесение понятия «гражданин» и «патриот» (станция командная)

Название урока «Гражданин — отечества достойный сын» не означает, что любой человек,  имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества, т.е. патриотам своей Родины.

Задание: 1- гражданин, 2- патриот.

Выберите из предложенного списка (карточек), что по вашему мнению,  относится к понятию «гражданин» и «патриот» (2-3 минуты). Затем на доске ученики по очереди распределяют карточки, проверяют сделанное задание.

— Как вы думаете, почему появились у вас расхождения? (т.к. эти понятия неразрывно связаны друг с другом,  «Быть гражданином»- это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и её процветание.

III. Итог+ Закрепление

Поэт и гражданин. ( на слайде)

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будит гражданин достойный

К Отчизне холоден душой…

Н. Некрасов.

Давайте ещё раз вернёмся к теме нашего урока. Вопрос:

— Так кого мы можем назвать достойным сыном Отечества?

— Какие качества присущи гражданину?

— Что такое гражданственность?

IV. Домашнее задание (Слайд 17)

§17, мини-сочинение «Что полезного для страны могут сделать дети» (10-15 предложений),

«Что значит быть достойным гражданином?»

V. Рефлексия и выставление оценок.

Дерево+яблоки

Презентация и материалы к уроку

Используемые ресурсы:

1. Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008.

2. Боголюбов   Л.Н. Обществознания.   6   класс,   Просвещение,   2008.

3. Боголюбов Л.Н.  Обществознание: 6 класс. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2010.

4.  Кравченко А.И. Певцова Е.А. Обществознание 6 класс. – М.: Русское слово, 2009.

2008.

5. Степанько С.Н. Обществознание: человек, природа, общение. 6 класс: поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 6 класс. – М.: Русское слово, 2009.

7. Конституция РФ. — М.:  2011.

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля