Борьба Руси с западными завоевателями

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Учитель: Галактионова Надежда Витальевна

Образовательное учреждение:  МБОУ «БСОШ»

Предмет: обществознание

Класс: 6 «А»

Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные — Познакомить учащихся с внешнеполитической обстановкой Северо-Западной Руси, борьбой новгородцев с западными завоевателями и личностью князя Александра Ярославича, а также рассмотреть политику князя по отношению к Золотой Орде.

Воспитательные — Способствовать формированию патриотизма

Развивающие — Развивать у учащихся картографические умения (локализовать место в пространстве); умение работать с документом; умение использовать иллюстрацию как исторический источник

Средства обучения: Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. Параграф 13, иллюстрация стр 109,  картосхемы стр110-111, летописный рассказ о Ледовом побоище, изображение печати Александра Невского.

 

Ход урока:

1. Орг.момент

Здравствуйте. Присаживайтесь.

2. Проверка домашнего задания

Вопрос:

1.Когда и где впервые столкнулись русские дружины с монголо-татарами? (1223г – битва на реке Калке)

2. С какой целью Чингисхан, а затем Батый двинули свои войска на территорию Восточно-Европейской равнины? (завоевать весь мир)

3. Как вы думаете, стали ли русские княжества «легкой добычей» монгольского войска (высказывают свою точку зрения)

4. Почему русские княжества не смогли противостоять монголам? (не было единого сопротивления)

Но в 13 веке перед Русью, ослабленной раздробленностью и монголо-татарским завоеванием, возникла новая угроза.

Учитель просит записать тему: Борьба Руси с западными завоевателями.

На земли Великого Новгорода, через который проходил важнейший торговый путь, давно претендовали шведские феодалы. (Шведские феодалы хотели поставить под свой контроль начало торгового пути «из варяг в греки».)

3. Походы шведов.

Получив известия  о нашествии монголов на Северо-Восточную Русь, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

4. Походы крестоносцев.

Но не только шведы несли русским землям угрозу с запала. В конце 12 в. римский папа объявил крестовый поход против «язычников» — жителей прибалтийских земель. На обращение папы откликнулись немецкие феодалы, мечтавшие о завоевании новых земель на востоке. Они заложили крепость Ригу,  где в 1202г был основан Орден меченосцев (или Ливонский орден), который стал опорным пунктом экспансии рыцарей на восток. Откройте учебник на стр 107 и ответьте на вопрос:

В каком году был основан город Рига и в каком году он отметил свое 800-летие?

Позже  немецкие рыцари захватили земли пруссов и основали на них Тевтонский орден. В1219 г. на земле эстов высадились датские рыцари, которые построили  крепость Ревель.

Когда полчища Батыя начали громить русские земли, по указанию папы римского Тевтонский орден объединился с Ливонским.

Вопросы: 1. Какова цель объединения двух рыцарских орденов? Разъясните, в чем состояла выгода такого объединения? (Рига основана в1201 г. Ее 800-летие праздновалось в2001 г. Цель – совместные военные действия Выгода – объединенные силы под общим командованием могли достичь больших военных успехов.)

2. Что такое рыцарский орден? (объединение рыцарей-монахов)

3. Ктотакие крестоносцы? (участники крестовых походов)

4. Почему можно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? Против кого они были направлены? (против «неверных»: язычников Прибалтики и православных на Руси.)

5. Александр Ярославич

В Новгороде в это время княжил двадцатилетний Александр. Стр 109 – портрет. Узнав, что западноевропейские соседи готовились к нападению, Александр предпринял энергичные действия по укреплению западных рубежей Новгородской земли. Усилил наблюдение за устьем Невы.

А теперь вы выполните задание (Учитель раздает дополнительный материал)

Внимательно посмотрите на  изображение печати Александра Ярославича и ответьте на вопросы:

1. На лицевой стороне печати изображен князь, на оборот­ной — св. Феодор Стратилат (стратилат значит по-грече­ски «воин»). Укажите, где князь, а где святой? (слева – князь на коне с мечом, справа – св. Феодор Стратилат)

2. По каким признакам вы это определили? (Князь – в шапке, святой – с нимбом)

3. По изображению на печати расскажите, каким подви­гом прославился этот святой? (Убил громадного змея)

4. Ранее вы сталкивались с двойными именами у кня­зей, но одно имя было языческое, а другое — христианское. Александр — это христианское имя, полученное при креще­нии. Известно, что перед смертью Александр принял мона­шество под именем Андрей. Но не Дмитрий. Почему же на обороте изображен не св. Александр, а св. Дмитрий? (Дмитрий – покровитель воинов)

6. Невская битва

Первыми свой поход на Русь начали шведы. Шведское войско высадилось в устье Невы.Стр 110. (Схема сражения).Новгородское войско во главе со своим князем Алексан­дром Ярославичем, несмотря на численное превосходство шведов, разгромило их.

(1240г – Невская битва)

За эту победу князь Александр по­лучил прозвище Невского, его авторитет среди новгородцев вырос.

7. Ледовое побоище

Однако вскоре между князем и новгородским боярством произошел конфликт и Александр Невский был из­гнан из Новгорода.

Но изгнание было недолгим. Нападение немецких ры­царей вынудило новгородцев обратиться к Александру Нев­скому и просить его вновь возглавить их войско.

После своего согласия князь приступает к тщательной подготовке к будущим сражениям.

В начале1242 г. был освобожден Псков.

5 апреля 1242г. состоялось знаменитое сражение на льду Чудского озера — Ледовое побоище.

Стр111 –схема

Немцы построили свое войско в форме клина, обращенного в сторону русских. Целью такого построения, которое русские называли «свиньей», было расчленение русских войск в результа­те мощного удара клином, а затем окончательный разгром рус­ских по частям. Александр Невский, знакомый с немецкой так­тикой, построил свои войска так, чтобы сорвать план противника: силы русских были сосредоточены в трех — на флангах. Сражение носило ожесточенный характер. А чем закончилась битва, вы мне расскажете после прочтения документа.

Работа с документом:

1.Где происходила битва? (Чудское озеро)

2.Найдите строки, где летописец  описывает воинов Александра Ярославича? (Храбрые, сильный, крепкие, сердца подобны львиным)

3.Был ли летописец очевидцем событий? (нет)

4. Как летописец описывает битву?

5. Так чем закончилась битва?

6. Каково было историческое значение битв на Неве и Чудском озере? (Немецкие рыцари отказались от притязаний на Русскую землю.)

8. Вывод:

Таким образом, в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских и немецких рыцарей.

9. Домашнее задание

§ 13, вопросы

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля