Человек как духовное существо 10 класс

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Человек как духовное существо

Класс: 10

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные  — Расширить и углубить знания о морали, ценностях, о духовности и бездуховности

Воспитательные — Способствовать формированию патриотизма

Развивающие — умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализа и синтеза, умение работать с документом

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. Параграф 4, отрывок из работы С.Л. Франка «Смысл жизни»

 

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

Письменный опрос: эволюционная теория, антогенез, смысл жизни, биологизаторская концепция, расизм;

Перечислить науки о человеке, что они изучают.

Устный опрос: назвать три направления исследования процесса становления человека. Перечислить стадии.

Узнать точку зрения учащихся: в чем смысл жизни?

Работа с документом на стр 33

3.Изучение нового материла

Духовная жизнь человека

 

Тема: Человек как духовное существо

Человек, взрослея, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства – духовный мир человека.

Духовный мир человека — это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества (знания, вера, чувства, стремления людей).

Как вы думаете, какого человека можно назвать духовным? Бездуховным?

Духовные люди черпают свои главные радости в твор­честве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают выс­шие ценности как нечто священное для себя. Это не озна­чает, что они отказываются от обычных житейских радос­тей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность — это одухотворенность, идеальные, рели­гиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность — это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребнос­тей, преобладание чисто биологических инстинктов.

В чем кроются причины духовности и бездуховности? (Причины духовности и бездуховности кроются в харак­тере семейного и общественного воспитания, системе цен­ностных ориентации личности, экономической, политичес­кой, культурной ситуации в тон или иной стране.

Если бездуховность становится массовой, если людям становят­ся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достой­ное место в мире.)

Можно ли говорить о духовности в стране, если у власти фашизм?(Для современной ситуации в духовной жизни России характерен крутой поворот, разрыв с прежними жизненны­ми ценностями и ориентациями)

Содержание реальной духовной (и бездуховной) жизни находит свое отражение в литературе и в искусстве, мы узнаем окружающую нас действительность на страницах газет и на экране телевизо­ра.

       Как с духовностью в России 90-х гг? а нынешние дни?

    Развитие духовной жизни в современной России: Положение в отечественной культуре расценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. Началось духов­ное обнищание народных масс, а массовое бескультурье и бездуховность стали причиной множества бед в экономике, пауке и образовании, природопользовании. Запредельно низкого уровня достигло материально-техническое обеспе­чение культуры. Сегодня под угрозой разрушения оказа­лись старинные города, гибнут книги, архивы, произведе­ния искусства, закрываются многие очаги культуры: библиотеки, театры, клубы, картинные галереи и т. д. Многие произведения искусства с целью наживы вывозятся за границу. В таких условиях большинство очагов культуры вынуждены заниматься ком­мерцией. А как свидетельствует мировой опыт, коммерцианизация культуры не только снижает ее уровень, но и приводит к падению культурного уровня народа, замедляет или даже приостанавливает культурный прогресс общества.

 

4. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие целостности общества. Важнейшими такими правилами являются нормы морали. Моральные нормы — это единичные частные предписа­ния, например, «не лги», «уважай старших», «помогай другу», «будь вежлив» и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и пробует от человека моральной собран­ности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются к моральных принципах. К ним относятся гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолю­бие, патриотизм и др.

Помимо норм, мораль также включает идеалы, ценности.

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей строятся человеческие отношения.

         Самостоятельно прочитать стр38-39 и выписать важнейшие нравственные ценности (Важнейшие нравственные ценности составляют систе­му ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с  категориями  морали.  1.Моральные  категории носят биполярныйхарактер, на пример добро и зло. Категория «добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель». Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

2.  Совесть — это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях. К числу важнейших ценностных ориентиров относится 3. патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился  в глубокой древности.

С патриотическими  ориентирами  человека  связаны и качества

4. гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей.)

 

(Слово «патриот» происходит из греческого языка. У древних греков так именовались земляки. В самом древнем значении слова «патриот» отражается связь между человеком и местом его рождения.) Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.)

5. Домашнее задание

§4 (до мировоззрения)

 

 

 

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля