Экономическая культура 10 класс

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Экономическая культура

Тип урока: комбинированный

Цели урока: Образовательные  — Расширить и углубить знания об экономике, экономической культуре, ее сущности и структуры

Воспитательные

Развивающие — речевые умения (умение высказывать свою точку зрения); умение работать с текстом учебника

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 12

 

Ход урока

 

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое экономика? (это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ)

2. Что такое валовой внутренней продукт? (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения)

3. Что такое уровень бедности? (называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пе­риод, позволяющий обеспечить его физический (физиоло­гический) прожиточный минимум.)

3. Изучение новой темы

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельнос­ти, через рост его материальной и духовной вооруженности. Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Культурное развитие предполагает выделение куль­турного эталона (образца) и заключается в максимальном

следовании ему.

Экономическая культура общества — это система цен­ностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий че­ловека, а также содержание традиций и норм, регулирую­щих экономические отношения и поведение. Экономичес­кая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности.

В структуре экономической культуры можно обозна­чить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организа­ции деятельности, нормы, регулирующие отношения и по­ведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания — его важным компо­нентом. Эти знания представляют собой совокупность эко­номических представлений о производстве, обмене, распре­делении и потреблении материальных благ, влиянии эко­номической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляю­щей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономиче­ских явлений и процессов, оперировать усвоенными эко­номическими понятиями, анализировать конкретные эко­номические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффектив­ность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономи­ческой деятельности. Среди них необходимо выделить та­кой важный элемент экономической культуры, как эконо­мическая направленность личности, компонентами ко­торой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социаль­но значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории, на активное участие в управлении делами производства, на участие в решении раз­личных экономических задач.

Экономическая культура человека прослеживается че­рез совокупность его личностных свойств и качеств, кото­рые являются определенным результатом его участия в де­ятельности.

Важным проявлением экономической культуры явля­ются экономические отношения. От характера экономичес­ких отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) за­висит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной при­были) и наемного работника (дороже продать свои трудо­вые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

       Экономический интерес — это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей.

Необходимость разрешить противоречие между есте­ственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставля­ла людей организовывать экономику так, чтобы она по­буждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста своего благосостояния. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения боль­шей производительности труда— это насилие и экономический интерес.

В поисках способов гармонизации экономических ин­тересов личности и общества были задействованы и различ­ные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономи­ки — деловой этики, раскрывающей нормы и правила по­ведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являют­ся важным элементом экономической культуры, их соблю­дение облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Читают стр 141 (Своими словами объясняют как поняли прочитанное)

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от не­желательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необхо­димостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая слобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу при­нятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, какая форма собствен­нического участия ему представляется более целесообраз­ной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы.

Рыночную экономику часто называют экономикой сво­бодного предпринимательства. Что означает слово «сво­бодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, — что у него есть определен­ная совокупность прав, гарантирующих автономию, само­стоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осу­ществления, использования произведенного продукта и по­лученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюцион­ный путь. На протяжении истории происходили ее прили­вы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная за­висимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяй­ственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей лич­ной свободой, но с высокой степенью хозяйственного рис­ка, с другой — большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Устойчивое развитие — это такое развитие об­щества, которое позволяет удовлетворять потребности ны­нешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимоза­висимость экономической культуры и экономической дея­тельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как произ­водитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культу­ры личности, несомненно, влияет на результативность эко­номической деятельности, успешность выполнения соци­альных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности — роль производителя. В условиях перехода к новому, инфор­мационно-компьютерному, технологическому способу про­изводства от труженика требуются не только высокий уро­вень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культу­ры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддер­живаемой извне (начальник, мастер, контролер продук­ции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролером при этом выступает совесть, личная ответст­венность и другие моральные качества.

Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела. Расширяйте свой экономический кругозор, следите за 2 происходящими в обществе социально-экономически­ми изменениями, что поможет вам реализовать свои обя­занности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства.

4. Домашнее задание § 13

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля