Экономика семьи

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Автор: Галактионова Н.В.

Тема: Семейное хозяйство

Класс: 7

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;
  • познакомить с новыми понятиями обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
  • продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Оборудование: учебник, презентация, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

1.Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним:

1) Что такое деньги? (Деньги — это товар, выполняющий на рынке роль всеобщего товарного эквивалента )

2) Назовите функции денег и приведите к каждой из них пример. (мера стоимости — например, цена чего-либо; средство обращения — деньги пришли на смену бартеру; средства платежа — например, выплата заработной платы; средство накопления — сбережения в банке).

3) Назовите виды денег (Товарные- золото, Символические – монеты,  банкноты, Кредитные – чеки и карты)

4) Соотнесите

Банкнота Банковская расписка
Монета Указание банку о выплате денег
Чек Символическое обозначение денег

3.Изучение новой темы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Экономика семьи»

Давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика — ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука — наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей).

А что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья.

Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает ресурсами, которые мы с вами сейчас рассмотрим.

Семья располагает материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми ресурсами.

Работа с раздаточным материалом.

 Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

  • Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы
  • Родители и старший сын — трудовые ресурсы
  • Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные
  • Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы
  • Проценты — доход от сбережений в банке
  • Рента за земельный участок — собственность.

Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Абсолютное большинство семей живёт в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным решением в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей дополнительного заработка членами семьи, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей. В обоих случаях семья должна соотносить свои ресурсы и потребности, выстраивая их по степени важности. Этому призван помочь бюджет.

Бюджет — это сумма доходов и расходов за определенное количество времени

Доходы мы разобрали, теперь давайте разберемся с расходами.  Они бывают обязательными и произвольными. Подумайте, почему их так называют.

Как рационально организовать домашнее хозяйство?

Стр 195 «Жил на свете человек» — пересказ

4. Подведение итога

5. Закрепление

1)    Что такое ресурсы семьи? Назовите важнейшие из них.

2)    Кратко охарактеризуйте каждый из перечисленных ресурсов.

3)    Из чего складываются доходы семьи?

4)    Зачем семье (человеку, фирме, государству) нужен бюджет?

6. Рефлексия

Использованная литература:

  1. Буйволова И.Ю. Система уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Волгоград: Учитель, 2012. – 107с.
  2. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова.М.: «Просвещение» 2011, — 256с.
  3. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. «Просвещение» 2010, — 112с.
  4. Обществознание. Аоурочные разработки. 7 класс / Л.Н.Боголюбов. «Просвещение» 2011, — 256с.
  5. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. М.: ВАКО, 2009. – 304с.

Презентация

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля