Киевская Русь (обобщающий урок)

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Киевская Русь

Тип урока: обобщающий

Цели урока:

Образовательные — Повторение, обобщение и структурирование пройденного материала

Воспитательные

Развивающие — умение работать с документом, умение работать с текстом учебника

 

Средства обучения: Учебник А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России. Параграф 12; текст отрывка Ключевского В.О.

 

Ход урока

1. Орг.момент.

 

2. Письменный опрос (термины)

Учитель читает вслух определения, а учащиеся записывают на листах само понятие.

1. Военачальник из варягов, призванный ильменскими славянами княжить в Новгороде. Из летописей следует, что ОН был женат на соотечественнице и у них родился сын Игорь.

(Рюрик)

2. Раннефеодальная монархия Рюриковичей, где киевский князь является верховным правителем и собственником всей земли (Киевская Русь)

3. Согласно разным версиям, ОН был не то знатным военачальником в войске Рюрика, не то его близким родственником специально  прозванным править за малолетством Игоря. (Олег)

4. Земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая была «платой», средством их содержания (Кормление)

5. Путь к власти этого князя был кровавым, однако княжество при нем процветало. Он вошел в историю как князь-креститель.(Владимир)

6. Люди, которые за денежный долг, помощь семенами, орудиями труда должны были отрабатывать на господина часть своего времени. (Рядовичи)

7. Монах Киево-Печорского монастыря. Древнейший из известных русских летописцев. Создатель «Повести временных лет». (Нестор)

8. Вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее 11 века как наследственное семейное владение. Владельцами были князья, бояре церковь. (Вотчина)

9. Старший сын Святослава Игоревича. Вел ожесточенную борьбу за киевский престол со своими братьями Олегом и Владимиром. Борьба закончилась его гибелью. (Ярополк)

10.Первый письменный кодекс на Руси («Русская Правда»)

11. Этот князь подчинил и обложил данью древлян и уличей. Совершил поход на Византию, правда, он был неудачным. Однако более известен обстоятельствами смерти в земле древлян. (Игорь)

12. Княжеская война на Руси (Усобица)

13. Князь-воин, совершил целый ряд победоносных походов. Воинская слава этого князя побудила печенежского князя Курю изготовить из его черепа чашу. (Святослав)

14.Перечислите основные категории зависимого населения Руси в 11 в. (Рядовичи, закупы, наймиты, прощенники, холопы)

 

Учитель раздает тест и вызывает двух учеников к доске, где они получат карточки – они должны связать термины, события, даты и имена

 

Одна половина класса заполняет контурные карты, другая – определяет из какого источника представлены цитаты раздаточного материала.

Каждому ученику раздается кроссворд напечатанный на отдельном листке.

 

Дорешивают кроссворд,  и составляют свой. Составить генеалогическое древо потомков Владимира Мономаха

Материалы к уроку

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля