Культура и духовная жизнь общества

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Культура и духовная жизнь общества

Класс: 10

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные —        Расширить и углубить знания о культуре, какую пользу она приносит, рассказать о многообразии культур

Воспитательные

Развивающие — Развивать умения свободно высказывать  идеи  и  взгляды, умение работать с текстом учебника

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 8

 

Ход урока

 

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое нравы? (такие установки поведения в обществе, ко­торые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек.)

2. А обычаи? (состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого.)

3. Что относится к факторам формирования личности? (1.деятельность, которая предоставляет человеку воз­можности проявить свои способности, задатки;  2. общение, в котором человек вступает в диалог с дру­гими людьми, причем не только в непосредственном кон­такте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нра­вов, обычаев, социальных норм и правил;  3. творчество, выступающее как синоним свободы, про­являющейся в ситуациях выбора способа и форм индиви­дуального и социального ответственного поведения.)

3.Изучение нового материла

Тема: Культура и духовная жизнь общества

Общество существует не только в мире вещей и пред­метов. Человек живет, воспринимая мир как сложную си­стему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сфе­рами жизни, духовная сфера является важнейшей для по­нимания деятельности человеческого общества.

К духовной жизни личности, или, как говорят иначе, духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемле­мой ее частью является и сфера человеческих эмоций и пе­реживаний. Одним из главных условий полноценной ду­ховной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностя­ми, т. е. освоение культуры.

Культура является важнейшим элементом, определя­ющим сферу духовной жизни. Сам термин «культура» изначально в латинском язы­ке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в при­роду под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобре­тено человеком. С тех нор даны тысячи определений куль­туры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его мож­но представить следующим образом: культура — это все виды преобразовательной деятельности человека и общест­ва, а также все ее результаты. Изучением культуры в первую очередь занимается на­ука культурология. Но вместе она является предметом изу­чения и многих других наук — истории и социологии, эт­нографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура — явление сложное, многогранное и дина­мичное. Развитие культуры процесс двуединый. Он тре­бует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. со­здания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции — стабильный элемент куль­туры, они накапливают и сохраняют созданные человече­ством культурные ценности. Новаторство же сообщает ди­намику и толкает к развитию культурные процессы.

 

Работа с учебником: стр 81-82 и заполняют таблицу

 

Функции культуры

Функции Содержание
Приспособления к окружающей среде Благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе.
накопления, хранения и передачи культур­ных ценностей позволяет человеку опреде­лить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечива­ют механизмы культурных традиций
Целепола -гания и регулирования жизни обще­ства и деятельности человека В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закреп­ляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития.
Социализа -ция Дает возмож­ность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества.
Коммуникативная Обеспечивает взаимодействие между людьми и общности-ми, способствует процессам интеграции и единства челове­ческой культуры.

Заполняют таблицу самостоятельно

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветка­ми и веточками. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, со­единяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков ис­торические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры мо­гут определяться расовыми и национальными признаками.

Ну а если, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур,  они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный ди­алог культур.

Особенно наглядно это видно на примере вза­имопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их раз­личия обусловлены индивидуальным историческим разви­тием.

Сейчас на Земле практически не осталось изолирован­ных культурных общностей, разве только где-то в малодо­ступных экваториальных лесах. Научно-технический про­гресс, связанные с ним информационные технологии, раз­витие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда — все это влечет за собой интер­национализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения тех­ники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художест­венного творчества.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечелове­ческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возника­ют сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются но­выми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывает­ся для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным при­мером может служить судьба североамериканских индей­цев, которые все больше и больше растворяются в амери­канском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры — к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Народная культура — это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, ис­точник развития и хранилище традиций. Это культура, со­здаваемая народом и бытующая в народных массах.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, ар­хитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное ис­кусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей на­родной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фра­зеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних тради­ций регулярно использует в своем обиходе,— это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она находится в постоянном употреблении.

Пока бабушки рассказывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. На­родная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бе­режного и внимательного отношения.

В рамках отдельного общества можно выделить:
* высокую (элитарную)
* народную (фольклорную) культуру

* массовую культуру, к формированию которой привело активное развитие СМИ.

Среди того многообразия культур, что прошли перед нами, есть одно разделение, особенно важное для наших дней,— это существование массовой и элитарной культур. Именно это противопоставление во многом определяет культурную картину современного общества.

Элитарная культура рассчитанная на узкий круг потребителей, подго­товленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Элита, являющаяся потребителем такой культуры,— это наиболее способная к духовной деятельности, одарен­ная творческими задатками часть общества. Именно она обеспечивает культурный прогресс. Элитарная культура является источником идей, при­емов и образов для массовой культуры.

          Массовая культура — явление в истории человечества достаточно молодое.

Сложилось оно в XX в. в связи с раз­мыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриального общества. Массовая культура — это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью.

Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона,— явление культуры массовой.

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить:

— Массовая общеобразовательная школа

 - Средства массовой информации

— Система национальной идеологии и пропаганды

— Массовые политические движения

— Массовая социальная мифология (паранаучные учения, слухи, сплетни)

— Индустрия развлекательного досуга

—  Индустрия оздоровительного досуга

—  Разного рода игровые комплексы ( игровых автоматов, компьютерные игры)

— Всевозможные словари, справочники, энциклопедии,
Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры
В конце концов эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык «два прихлопа, три притопа». Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно. Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике (как об этом мечтали философы-просветители), как это сделать и – главное – нужно ли это вообще? Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа. И есть подозрение, что это надолго.

4. Вывод:

Из вышесказанного можно сделать вывод, что культура — это сложное явление для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа. Обывательские представления о культуре зачастую иска­жают ее смысл. Сложные формы культуры требуют умения компетент­но оценивать ее явления. Научитесь не отвергать то, что вам не понятно с первого взгляда, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен. Старайтесь определять свою личную позицию в отно­шении любых явлений культуры, но при этом стреми­тесь избегать однозначных поспешных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры,  но и часто выглядит просто глупо.

5. Домашнее задание

§ 8

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля