Накануне отмены крепостного права

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Автор: Галактионова Н.В.

Класс: 8

Цели: Образовательные: -    сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; уяснить историческую закономерность падения крепостного права;

Воспитательные: умение воспитание культуры диалога, взаимопомощи и уважения к друг другу; способствовать воспитанию патриотизма

Развивающие: формировать умение работать в группах, анализировать исторические документы, определять и объяснять понятия, делать выводы;

Задачи:

  • Охарактеризовать внутреннюю обстановку в стране накануне отмены крепостного права, сформировать представления о предпосылках, причинах и возможных вариантах отмены крепостного права;
  • Познакомить учащихся с личностью Александра II, содействовать воспитанию уважения к истории России;

Развивать навыки работы с историческими источниками, умения сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Формы организации работы детей: работа в группах, беседа, самостоятельная работа с раздаточным материалом

Используемое   оборудование:   учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XIX век», раздаточный материал.

На доске – объявления о продаже крепостных крестьян.

Иллюстрация картины Н.В. Неврева «Торг»

Презентация

Ход урока

1. Организационный момент. Класс делится на четыре группы.

2. Вводная беседа. Актуализация темы.

 

Ах, тошно мне

И в родной стороне:

Всё в неволе,

В тяжкой доле,

Видно, век вековать.

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями,

Как скотами,

Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,

Кто им барство присудил,

И над нами,

Бедняками,

Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут,

Мы посеем — они жнут,

И свобода

У народа

Силой бар задушена.

 

Это стихотворение декабрист Рылеев написал в 1824 году.

Несмотря на то, что Александр I запретил давать объявления в газете о продаже людей, подобные объявления не были редкостью.

  1. 1.     Зачитываются объявления, прикрепленные к доске.

Продается официант 25 лет, с женою и малолетним сыном, очень хороший ткач, он же умеет брить и кровь кидать; жена ж его может ходить за Госпожою и умеет все делать. Тут же продается  дормез (большая дорожная карета, приспособленная для сна в пути), немного одержанный, самой лучшей работы. Желающие купить, могут обо всем узнать в 7 части  2 кварт, под. № 138, в приходе Афанасия  Кирилла.

В 15 части 2 кварт, под №183, в приходе Адриана и Натальи, во второй Мещанской, близ церкви, продается дворовый человек 25 лет, женский башмачник, знающий совершенно свое мастерство; при том исправляет все домашние Господские надобности, лакейскую и кучерскую должности и к столу приготовляет; у него жена 22 лет, знает шить, гладить, крахмалить, за Госпожою ходить и к столу кушанье готовить; у них дочь по 3 году.

Продаются дворовые мастеровые Люди  поведения хорошего: 2 портных, сапожник, часовщик, повар, каретник, колесник, резчик, золотарь и 2 кучера, коих видеть и узнать о цене можно в 3 части 4 кварт , под №51 у самого помещика. Тут же продаются 3 беговые молодые лошади, один жеребец и 2 мерена, и стая гончих собак, числом 50.

— О чем сегодня пойдет речь? (О крепостном праве)

— Почему вы так думаете? (Речь шла о бедственном положении крестьян, крестьянский вопрос был самым острым в то время)

Открывают тетради, записывают число и тему.

4. Домашнее задание.

§19, написать письмо императору Александру II от имени а) крестьянина, б) либерально настроенного помещика, в) помещика-консерватора, в котором выскажете отношение к крепостному праву.

Критерии оценки:

  • достоверность
  • сюжет
  • исторические детали, язык.

3. Изучение новой темы. Работа с интерактивной доской elitePanaboard

Прием «рассыпанные определения» выполняется на интерактивной доске.

Посмотрите, пожалуйста, на доску,  определите, что за определения здесь представлены,  сформулируйте их правильно, к каким терминам они относятся (крепостное право, оброк, барщина)

1) Помещиков зависимости крестьян от форма

2) Крестьян деньгами плата или помещику продуктами

3) Хозяйстве крестьян работа помещика в

 

Действительно, более важной проблемы, чем крепостное право, в России середины XIX века не существовало. В Восьмую ревизию населения (1833г.) было зафиксировано 11,5 млн. душ мужского пола крепостных крестьян. Это составляло 44,9% ко всему населению страны и 53% ко всем крестьянам. Практически половина населения принадлежала к числу рабов! И это в XIX веке!

— Существовало ли крепостное право в это время в других европейских странах? (нет)

В то время, как по всей Европе распространялись идеи либерализма, идеи свободы и равенства личности, в России человек считался вещью, товаром, его могли продать, обменять на борзую.

Постановка проблемного вопроса.

Известный писатель и драматург Э. Радзинский сказал:

“Надо помнить: когда реформы назрели, общество…. Для них не созрело. Беда России в том, что реформы в ней всегда опаздывали. Мы прославляем Александра II за отмену крепостного права в 1861 году, но на самом деле это должно было произойти даже не при Николае 1, а при Александре Павловиче. Чтобы идти в ногу с прогрессом, надо быть по меньшей мере на полшага впереди него….”

Наша задача сегодня – выяснить причины и предпосылки отмены крепостного права в России. В конце урока мы вернемся к высказыванию Э. Радзинского, и вы выскажете свою точку зрения на эту проблему.

1.18 февраля 1855 года Николай 1 скончался. На престол вступает его сын, Александр Николаевич. Известно, что умирая, Николай I сказал наследнику престола: “Сдаю тебе мою команду, но к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот”. В обществе возродились надежды на перемены, на отказ от Николаевской системы.

— Но был ли способен Александр II провести в стране назревшие реформы?

Послушайте сообщение об Александре II, ответьте на этот вопрос. (Презентация и сообщение)

Вывод: Несмотря на о, что Александр II по своим взглядам не являлся либералом, он глубоко осознавал необходимость перемен и стал одним из великих реформаторов в истории России.

  1. 2.     Нам сегодня предстоит выяснить предпосылки и причины отмены крепостного права.

Сравним понятия «причина» и «предпосылка»

(Причина – явление, вызывающее возникновение другого явления;

основание для какого-либо действия

Предпосылка – предварительное условие чего-либо)

Класс делится на четыре  группы. (Приложение)

ü Первая группа анализирует документы «Предпосылки отмены крепостного права»

ПРЕДПОСЫЛКИ

  • Ø Обличение ужасов крепостничества в русской литературе.
  • Ø Деятельность тайных организаций, выступавших за отмену крепостного права.
  • Ø Законы, подтачивавшие устои крепостного права.
  • Ø Крымская война, продемонстрировавшая технико-экономическую и военную отсталость России.
  • Ø Изменение атмосферы в российском обществе, расширение числа сторонников реформ.

Какой вывод из всего сказанного на уроке можно сделать?

(Отмена крепостного права неизбежна.)

 

ü  Вторая группа анализирует документы «Политические причины  отмены крепостного права»

ü Третья группа анализирует документы «Социальные  причины  отмены крепостного права»

ü  Четвертая группа анализирует документы «Экономические  причины  отмены крепостного права»

 Проверка выполнения работы групп, запись выводов в тетрадь

ПРИЧИНЫ

  • Ø Низкая производительность крепостного труда. (Э)
  • Ø Нерентабельность хозяйств, основанных на крепостном труде. (Э)
  • Ø Крепостное право мешало складыванию рынка свободной рабочей силы. (Э)
  • Ø Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма и индустриальной модернизации страны.
  • Ø Крепостное право — угроза общественного спокойствия. ©
  • Ø Возможность потерять статус великой державы; военная необходимость. (П)
  • Ø Безнравственность крепостного права. ©
  1. 3.     Посмотрите на картину Неврева.

 

— Как называется картина? (Торг)

— Внимательно рассмотрите картину. Кто на ней изображен? (помещики и крестьяне)

— А если бы картина могла говорить, что бы мы услышали? (Два помещика торгуются)

— В каком положении находились крестьяне? (Бесправные)      

Художник Николай Васильевич Неврев в картине показал весь скрытый трагизм того времени на которой изображена обычная сцена из крепостнического быта.

—  Так что же  повлияло на убеждение Александра II  отменить крепостное право в России?

4. Первые годы царствования Александра II напоминали начало правления Александра I: в обществе царила та же атмосфера всеобщего оживления. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим.

 Работа с учебником (схема на доске)

Стр 135-137. Какие указы издал Александр II?

  • Амнистия политических заключенных;
  • Приостановка на 3 года рекрутских наборов;
  • Ликвидация военных поселений;
  • Свобода выезда за границу;
  • Ослабление цензуры
  • Свободная выдача паспортов
  • Разрешение издавать либеральные журналы
  • Списание недоимок

Как представители общественных движений предлагали решиь вопарос об отмене крепостного права

Раздаточный материал

Либералы Социалисты Революционные демократы
К. Д. КавелинОтмена крепостного права в ходе реформы сверху;
крестьяне получают землю, которой владеют на момент отмены крепостного права
А. И. ГерценОсвобождение крестьян с землей, выкупленной государством;
упразднение цензуры;
отмена телесных наказаний
Н. Г. ЧернышевскийОтмена крепостного права в ходе реформы сверху.
Крепостной труд не должен подлежать выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получать небольшую выплату от государства
Н. А. ДобролюбовРеволюционный путь преобразований в стране

— Вопрос классу: какая программа выглядит предпочтительнее? Какая более радикальной?

Учащиеся делают вывод, что наиболее радикальной была позиция Н. А. Добролюбова, а предпочтительнее – проект  К.Д. Кавелина.

— Какова была точка зрения Александра II по этому вопросу? («Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому [отмене крепостного права] прийти. Я думаю... гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу») 

     — Давайте вернемся к словам Э.Радзинского. Что вы об этом думаете?

Итоги урока: освобождение крестьян от крепостной зависимости было исторически обусловлено. Однако перед императором стояла весьма ответственная задача: отменить крепостное право и сохранить стабильность в стране. Помещики хотели сохранить свое благосостояние (освобождение крестьян без земли), крестьяне желали свободы с сохранением своих наделов без какой-либо дополнительной платы.

4. Закрепление

1. Установите причинно-следственные связи:

А) крепостная зависимость крестьян

Б) Слабое развитие капиталистических отношений в деревне

В) Низкая покупательная способность населения

Г) Узкий внутренний рынок

Д) Наемный труд не мог получить широкого распространения

Е) Невозможность поднять производительность руда в сельском хозяйстве.

Ж) Тормоз в развитии капиталистической промышленности.

5. Рефлексия

Я узнал на уроке…, Меня удивило, что…, Мне кажется…

Презентация+документы+задание на интерактивной доске

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля