Нашествие с Востока

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Учитель: Галактионова Надежда Витальевна

Образовательное учреждение:  МБОУ «БСОШ»

Предмет: история России

Класс: 6 «А»

Тема урока: Нашествие с Востока

Тип урока:комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Познакомить учащихся с ходом монгольского нашествия, определить причины поражения русских княжеств от войск Батыя.

Воспитательные — Способствовать формированию патриотизма

Развивающие — Развивать у учащихся картографические умения (локализовать место в пространстве, извлекать из нее информацию), умения работать с текстом учебника; умение работать с документом

Средства обучения: Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. Параграф 12, документ «Повесть  о разорении Рязани Батыем».

 

Ход урока:

1.Орг.момент.

Здравствуйте. Присаживайтесь.

2. Проверка домашнего задания.

Вопросы: 1. Какую роль играла в Новгороде княжеская власть? Почему Новгород избежал дальнейшего дробления? (Новгородское вече приглашало князя с дружиной как начальника  всех вооруженных сил в случае войны. У князя отсутствовала земельная собственность.)

2.В чем заключались политические особенности Галицко-Волынского княжества? Какими обстоятельствами были вызваны эти особенности? (Постоянно общаясь со своевольной знатью соседних стран, местные бояре перенимали у нее независимый стиль поведения по отношению к княжеской власти.)

3. Переход к новой теме

Древнерусское государство находится в состоянии раздробленности, а в это время на востоке появился новый и очень сильный враг.

Записываем тему урока: Нашествие с Востока.

4. Создание державы Чингисхана

В центре Азии с древнейших времен кочевали монгольские племена. В начале 13 в. во главе этих племен стал талантливый полководец Темучин.  А на съезде монгольской знати он был провозглашен правителем Монгольского государства и принял имя – Чингисхана – Великого хана. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир.

Чингисхан создает мощную армию основанную на четкой организации и строгой дисциплине и приступает  к выполнению этой задачи. Он завоевывает  народы Северного Китая,Средней Азии. Ирана и Кавказа.

Когда угроза монгольского завоевания нависла над по­ловцами, половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, предупреждая их о грозящей опасности. Но в усло­виях феодальной раздробленности далеко не все русские кня­зья откликнулись на просьбы половцев.

В мае 1223 года на реке Калке состоялось сражение меж­ду монголами и объединенным русско-половецким войском, завершившееся полной победой монголо-татар, потому что действия русских и половецких отрядов не были согласованны.

Вопросы: 1.Кто такие монголы и кто – татары? (Монголы – племена центральной Азии, подчинившееся воли Темучина, татары покоренные монголами народы)

2.Каким видом хозяйственной деятельности монголы занимались до начала завоеваний? (скотоводство)

3.Где их родина? (В Центральной Азии)

4.Какие племена и государства они успели завоевать до нападения на Русь? (Китай, Иран, половцев, народы Средней Азии, Кавказа)

5.Кто возглавил монголов? (Чингисхан)

6.В чем была сила монгольского войска? (в организации и дисциплине)

5.Вторжение в Рязанскую землю

В 1235г войско возглавил внук умершего к тому времени Чингисхана Батый. (Учитель раздает материал)

Работа с  документом «Повесть  о разорении Рязани Батыем»

1. Найдите причины поражения русских воинов и князей в борьбе против Батыя, на которые указывает летописец.

2. Найдите строки, в которых летописец отмечает военную силу монголов.

3. Найдите строки, где летописец говорит о мужестве русских людей.

6.Разгром Владимирского княжества

Расправившись с Рязанью, Батый отправил свои отряды на Владимир. После его опустошения воины Батыя захватили почти все Владимиро-Суздальское княжество. Они разоряли, жгли и грабили русские города, убивали и уводили в плен людей.

7. Поход на Новгород

Затем монгольские войска устремились к Новгороду. Их путь лежал через Торжок. Здесь монголы рассчитывали запас кормов. Жители Торжка в течении двух недель отбивали атаки врага. Но, даже овладев Торжком монголы не согласись пополнить запасы, потому что жители подожгли склады с зерном.

До Новгорода монголы так и не дошли. Город имел мощные укрепления и хорошо подготовленные войска.

Учитель просит прочитать  предпоследний абзац на стр 102 ответить на вопрос: почему Батый назвал Козельск «злым городом»

Первый поход Батыя на Русь не привел к окончательному ее подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась разгрому.

8.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

 

В 1239 г. Батый начал свой второй поход на Русь. В этом же году монголы сожгли многие города Южной Руси. В 1240 г. войска Батыя окружили Киев. Три месяца  сражались киевляне, но ценой больших потерь монголам все же удалось овладеть городом. Весной1241 г. воины Батыя  ринулись на Галицкую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию. Но уже через год монгольские войска вернулись на Нижнюю Волгу.

9. Вывод:

Таким образом, несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. Но ожесточенная борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы.

10. Домашнее задание.

Параграф 12, вопросы после параграфа устно.

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля