Нации и межнациональные отношения

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Нации и межнациональные отношения

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Расширить и углубить знания о нациях и межнациональных отношениях

Воспитательные

Развивающие — Развивать умения свободно высказывать  свою точку зрения, умение работать с текстом учебника

 

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 17,

 

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

3.Изучение нового материала

Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего око­ло 200. Следовательно, почти все они многонациональные.

Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, суще­ствование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других на­родов; уважения существующих между людьми различий.

 

Развитие этих общностей связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных свя­зей, особенностью формирования культуры народов. Род и племя характерны для первобытного общества. Народность складывается с усложнением социальной структуры обще­ства и возникновением государства. Капитализм активизи­рует экономические и культурные связи, создает единый национальный рынок, ликвидирует хозяйственную раздробленность средневекового государства, сплачивает раз­личные живущие в нем народы в единое национальное це­лое. Возникает нация.

В науке утвердилось и понятие этнос. Это греческое слово означает «народ» и не имеет однозначной характери­стики. Под этносом, по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории со­вокупность людей, обладающих общностью культуры, язы­ка, сознанием своего единства.

В начале XX в. главными признаками нации счита­лась общность языка, территории, экономической жизни, психического склада.

Один из наиболее осязаемых результатов историческо­го пути — национальная культура, сохраняющая сказки, легенды, исторические повествования, песни, танцы, музы­ку, особое художественное мастерство, проявляющееся в храмовых постройках, иконах, домашней утвари. Это и на­родный эпос, где ярко выступают национальные отличия, это и творчество писателей, живописцев, композиторов, где находят свое отражение культурно-национальные тради­ции, верования, нравы, обычаи нации.

 

Национальное самосознание является важным факто­ром, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-националь­ные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, на­циональный менталитет, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее разви­тию.

Таким образом, национальное самосознание базирует­ся на исторической памяти, знании истории, традиций сво­его рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценност­ную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную

психологическую установку на цели и направленность дея­тельности.

Благодаря национальному самосознанию человек ост­ро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с ин­тересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельно­сти, в процессе которой эти интересы реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов. Во-пер­вых, необходимо сохранять свою особенность, неповтори­мость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обога­щать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к вос­полнению его естественной убыли, росту населения, обеспе­чивая достаточный уровень экономического развития на ба­зе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и наро­дов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заим­ствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурный мир постижением общезначимых для челове­чества ценностей. Государство способствует созданию равных усло­вий для сохранения и развития этих культур, укрепления целостности российской культуры.

 

Читают самостоятельно учебник стр 188

Обращаясь к истории, мы видим, что за время суще­ствования наций и народностей отношения между ними не­редко были напряженными, даже трагическими. И сего­дня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли

в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в спаде производства, в росте инфляции, цен, в безработице, в резком ухудшении экологической об­становки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемле­ние прав людей по национальному признаку, преследова­ние национальной религии, культуры, языка) или прини­жение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдени­ям психологов, проявления национального насилия вызы­вают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. На­ция как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

признаку.

Из курса истории вы знаете, что фашистский диктатор А. Гитлер, придя к власти в Германии в 1933 г., сделал ча­стью государственной политики уничтожение еврейского населения. С этого времени и за период Второй мировой войны было расстреляно, сожжено и уничтожено в специ­альных лагерях смерти (Треблинца Освенцим, Бухенвальд и др.) около 6 млн человек — почти половина всего еврей­ского народа. Эту величайшую тцагедию называют теперь греческим словом Холокост, которое означает «всеуничто-жение через сожжение».

Овладение культурой межнациональ­ных отношений — одно из средств предупреждения и пре­одоления межнациональных конфликтов. Культура межнациональных отношений определяет ценностные ори­ентации, особенности сознания и дения личности, больших групп населения, представителей органов власти. Она требует безусловной реализации прав и свобод лиц лю­бой национальной принадлежности, уважения самобытнос­ти, их национального самосознания, языка, обычаев, ис­ключает малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Помните, всю свою жизнь, где бы вы ни находились — у себя на родине или на территории другого государ­ства,— вы всегда будете встречаться, общаться, работать, отдыхать, дружить, сотрудничать или соперничать с людь­ми самых разных национальностей.

Постарайтесь усвоить простейшие, но вечные истины: —  природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах;

—- нет наций плохих или хороших, есть плохие или хоро­шие люди, а точнее — плохие или хорошие поступки;

— национальное происхождение не является ни достоин­ством, ни недостатком, это просто игра случая, судьбы.

 

 

4. Домашнее задание § 17

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля