Познание и знание 10 класс

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Познание и знание

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные  — Познакомить учащихся с такой философской категорией как познание, истина; раскрыть  особенности  чувственного  и  рационального познания

Воспитательные

Развивающие — Развивать умения свободно высказывать и обсуждать

многообразные  идеи  и  взгляды, умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализа и синтеза.

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 6,

 

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

Письменный опрос:

  1. Что такое деятельность?
  2. Какие черты присущи деятельности человека?
  3. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели?
  4. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
  5. Как связаны деятельность и сознание?

Сегодня  мы  с  вами  приступаем  к  изучению  ещё  одного  вида  деятельности  -  познавательной.  Наша задача  разобраться  как  формируются  знания,  каковы  его  источники,  а  так  же  остановимся  на  таких важных  проблемах:  что  значит  познать  мир,  какую  роль  играют  знания  в жизни  человека   и  общества.

Записывают тему уроков

3.Изучение нового материла

Ещё  с  давних  времён  люди  поняли  какую  огромную  роль  играют  знания  в  жизни  общества  и  человека.  Познавая  мир  и  самого  себя,  люди  обретают  новые  знания,  осмысливают  их.  Это  дает  возможность  им  ориентироваться  в  мире,  объяснять  и  предвидеть  многие  события.

Знание – это результат познания. Познанием называют процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Для совершенствования познавательной деятельности необходимо изучить ее особенности и проблемы.

Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на:

Пессимисты – отрицают познаваемость мира

Оптимисты – утверждают, что мир принципиально познаваем

Скептики -  признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования.

Агностицизм -  философское учение, отрицающее возможность познания. В известной мере агностицизм сохраняется и сегодня в начале 21 в., когда, казалось бы, многие тайны мироздания открыты.

Сторонники гносеологического оптимизма, не отвергая сложности познания доказывают несостоятельность агностицизма. Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным  познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

Ощущение, восприятие, представление.

Представления могут быть реальные, которые человек может реализовать на практике и нереальные (о русалке, домовом)

Второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание. На этом этапе, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений.

Рациональное познание осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения,

Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

Суждение – есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключением называется получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

И рациональная и чувственная способность связана с мышлением, а мышление в свою очередь с языком.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают 2 позиции:

Сенсуализм -  на первом месте чувственная познавательная способностью, рационализм признает основой познания и поведения людей разум.

Кто прав? Разобраться  в  позициях  спорящих  сторон  и  определить  свою  позицию  нам  поможет  уяснение  понятия  «истина»

В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

Утверждение, не соответствующие действительности являются либо заблуждением, либо ложью.

Что такое заблуждение? (это содержание знания, не соответствующее действительности, но ошибочно принимаемое за истинное.)

А ложь? (это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман.)

Ближе всего к истине стоит научное познание. При этом оно отличается от других видов знания.

1. принцип объективности.

2.рационалистическая обоснованность

3.системность знания

4. проверяемость

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории.

Все это относится как к изучению природных объектов, так и к изучению общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.

Социальное знание – это знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами. Социальное знание имеет и свои специфические особенности

Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зави­симостям общественно-исторического процесса, то резуль­татом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его де­ятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гу­манитарное знание. К гуманитарному знанию также относится и филосо­фия, поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания. Обращаясь к текстам писем и публичных выступле­ний, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочи­нений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно лишь рассматривая текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру.

При всем уважении и признании значимости научного познания и знания было бы неверно ограничивать резуль­таты познавательной деятельности человека только наукой.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Немало полезных сведений о мире таит в себе народ­ная мудрость. В ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл. Народная мудрость, как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках.

Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира.

Довольно широкое распространение в современном по­знании находит так называемая паранаука. Она, в отличие от здра­вого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным, т. е. ложнонаучным, языком. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени стройного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсаль­ность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения.

4. Домашнее задание: § 6, учить понятия

 

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля