Природа человека 10 класс

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Природа человека

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные: Расширить и углубить знания об уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке.

Воспитательные:

Развивающие: умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализировать

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. Параграф 3

 

Ход урока

1. Орг.момент. Здравствуйте. Присаживайтесь.

2.Изучение нового материла С тех пор как появился человек, его волновала природа человека: в чем смысл его человеческой жизни? Откуда человек появился? Не только ученые задавали себе этот вопрос, но и художники, поэты. Как вы помните из курса 9 класса: человек – это особое звено в цепи развития живых организмов на Земле. Биологически человек связан с другими формами жизни, с миром природы. Он высоко организованная биологическая особь. В тоже время человек по сравнению с другими живыми существами обладает рядом отличительных свойств. Это прежде всего свойства психические и социальные. Так у человека имеются характерные для него мышление и сознание, разум и воля, потребности, способности. Эти характеристик относятся к числу психических его свойств. У человека есть идеалы, развиты моральные качества. Отличительная способность человека – способность воздействовать на окружающий мир, создавать то, чего в природе не существует, а также совершенствовать самого себя.

Невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне его отношений с другими людьми, т.е. вне общества

3. теории происхождения человека Чтобы уяснить сущность человека, прежде всего необходимо понять как он появился. Людей издавна волновал этот вопрос. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в бо­жественное творение жизни и человека. Согласно религи­озным взглядам, человек отличается от представителей жи­вотного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу. Во 2-й половине XIX в. возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуще­ствленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволю­ционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Дарвинисты срав­нивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических призна­ках всех исследуемых объектов обнаруживались черты не­сомненного сходства. В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трасформировавшийся за­тем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий. И трудовая теория, возникновению человека способство­вал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, при­суща только людям, и именно она явилась главной причи­ной выделения человека из животного царства.

Научное исследование происхождения человека (антропогенеза) было положено 1 19 в. выходом книги Дарвина.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека…

В тетради: Записывают в тетради: Теории происхождения человека 1. религиозная

2. эволюционная 3. трудовая 4. космическая

4. Биосоциальная природа человека Отличительным свойством человека можно признать его стремление к философскому осмыслению мира и себя самого. Поиск смысла жизни – это занятие сугубо человеческое. А вы когда-нибудь задумывались о смысле жизни?  Обычно подобным вопросом задаются люди зрелые.

Читают учебник стр 29-30 и выписать исторических личностей и их понимание смысла жизни. ( примерно 7 минут)

В отличие от остальных живых существ, целиком относящихся к природе, человек живет в двух мирах: природном и социальном. Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке имеет многовековую историю обсуждения. Ученые, философы, общественные деятели, политики высказывали мнения, представляющие широкий спектр, заключенный между двумя полярными концепциями человека. Концепции, в которых абсолютизируется роль естественных, биологических начал в человеке, называют биологизаторскими. Концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное по­рождение, называют социологизаторскими.

На рубеже XIX—XX вв. получило широкое распростра­нение такое биологизаторское направление, как социал-дарвинизм, представители которого  механически переносили на общественную жизнь и обще­ственное развитие учение Ч. Дарвина об эволюции и есте­ственном отборе. К биологизаторским концепциям относит­ся расизм, который исходит из того, что в главном, существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью. Всем известны те неисчислимые беды, которые принесла всему человечеству теория германского нацизма о якобы превосходстве над всеми остальными мни­мой арийской расы. В последней четверти XX в. возникла социобиология. Социобиологи, являющиеся в основном иссле­дователями поведения животных, открыли много нового в этой области, но пытаются сделать на основе своих откры­тий слишком общие выводы.  Например, стремятся устано­вить общие черты в поведении всех высокоразвитых живых существ, включая человека, вывести общие его закономер­ности.Биологическое и социальное в человеке слиты воеди­но.Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных каче­ствах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям.Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом.Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рожде­ния от общества, остается животным.

В тетради: Антропогенез- это процесс становления и развития человека

Процесс становления человека:

Рамапитек (14-20 млн лет назад)

Австралопитеки (5-8 млн лет н)

Homo habilis (около 2 млн лет н)

Ноmо erectus (1-1,3 млн лет н)

Ноmо sapiens (150-200 тыс.лет н)

Кроманьонец (40-50 тыс.лет н)

 

 

Записывают: Биосоциальная природа человека

Концепции человека

Биологиз.                 Социологиз.

— Социал-дарвинизм

— Расизм

Соцобиология

 

5. Домашнее задание

§ 3, Прочитать и законспектировать  пункт – Науки о человеке, прочитать практические выводы и документ на стр 33 и ответить на вопросы к этому документу.

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля