Рабочая программа по истории 5 класс

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 5 класса (базовый уровень)

Составитель: учитель истории и обществознания Галактионова Н.В.

 Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по истории Древнего мира для 5-х классов класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории Древнего мира и программы курса история Древнего мира для учащихся 5-х классов общеобразовательных учреждений авторов А.А. Вигисина, Г.И. Годера и И.С. Свенцицкой (2010 года)

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные и практические работы – 8 часов. 08

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории Древнего мира и авторской программой учебного курса.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. В этом курсе дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также предчставления о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией Рабочая программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 287с.), рабочая тетрадьв 2-х частях (Годер Г.И. История Древнего мира – М.: Просвещение, 2009. – 80с.) и методическое пособие для учителя (Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Программа курса истории Древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008. – 55с.)

Цель программы обучения:

усвоение учащимися знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ общей образованности. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину

Задачи программы обучения:

— формирование исторического мышления;

— освоить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

— усвоить положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;

— овладение картографическими умениями.

— применение исторических знаний на практике (работа с историческими документами).

Описание требований к уровню подготовки учащегося

  1. Общие учебные умения
  • Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • Умения анализировать материал, определять предпосылки различных явлений;
  • Умение спорить и отстаивать свои взгляды;
  • Умение работать с картой (локализовать место в пространстве);
  • Умение работать с иллюстрацией;
  • Умение составлять и работать с таблицами, схемами;
  • Умения работать с тестовыми заданиями.

 

  1. Специальные предметные умения
  • Умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия
  • Умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
  • Умения анализировать исторический источник;
  • Умения оперировать историческими датами, в том числе относящимся к периоду до Рождения Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
  • Умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Учебно – тематический план

№ раз-дела/ темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе, час
Теория Конт-роль
1. Вводный урок 1 1
2. Жизнь первобытных людей 6
2.1. Древнейшие люди 1
2.2. Родовые общины охотников и собирателей 1
2.3. Возникновение искусства и религиозных верований 1
2.4. Возникновение земледелия и скотоводства 1
2.5. Появление неравенства и знати 1
2.6. Обобщающие повторение по разделу 1
3 Счет лет в истории 1
3.1. Счет лет в истории 1
4. Древний Восток 21
4.1. Государство на берегах Нила 1
4.2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 1
4.3. Жизнь египетского вельможи 1
4.4. Военные походы фараонов 1
4.5. Религия древних египтян 1
4.6. Искусство Древнего Египта 1
4.7. Письменность и знания древних египтян 1
4.8. Повторно-обобщающий урок по главе 1
4.9. Древнее Двуречье 1
4.10. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 1
4.11. Финикийские мореплаватели 1
4.12. Библейские сказания 1
4.13. Древнееврейское царство 1
4.14. Ассирийская держава 1
4.15. Персидская держава «царя царей» 1
4.16. Повторно-обобщающий урок по главе 1
4.17. Природа и люди Древней Индии 1
4.18. Индийские касты 1
4.19. Чему учил китайский мудрец Конфуций 1
4.20. Первый властелин единого Китая 1
4.21. Обобщающие повторение по разделу 1
5. Древняя Греция 20
5.1. Греки и критяне 1
5.2. Микены и Троя 1
5.3. Поэма Гомера «Илиада» 1
5.4. Поэма Гомера «Одиссея» 1
5.5. Религия древних греков 1
5.6. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 1
5.7. Зарождение демократии в Афинах 1
5.8. Древняя Спарта 1
5.9. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 1
5.10. Олимпийские игры в древности 1
5.11. Победа греков над персами в Марафонской битве 1
5.12. Нашествие персидских войск на Элладу 1
5.13. Повторно-обобщающий урок 1
5.14. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. 1
5.15. В афинских школах и гимнасиях 1
5.16. В театре Диониса 1
5.17. Афинская демократия при Перикле 1
5.18. Города Эллады подчиняются Македонии 1
5.19. Походы Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской 1
5.20. Обобщающие повторение по разделу 1
6. Древний Рим 19
6.1. Древнейший Рим. 1
6.2. Завоевание Римом Италии 1
6.3. Устройство Римской республики 1
6.4. Вторая война Рима с Карфагеном 1
6.5. Установление господства Рима во всем Средиземноморье 1
6.6. Рабство в Древнем Риме 1
6.7. Земельный закон братьев Гракхов 1
6.8. Восстание Спартака 1
6.9. Единовластие Цезаря 1
6.10. Установление империи в Риме 1
6.11. Повторно-обобщающий урок 1
6.12. Соседи Римской империи 1
6.13. В Риме при императоре Нероне 1
6.14. Первые христиане и их учение 1
6.15. Расцвет империи во 2-ом веке 1
6.16. «Вечный город» и его жители 1
6.17. Римская империя при Константине 1
6.18. Взятие Рима варварами 1
6.19. Контрольно обобщающий урок 1
ИТОГО: 68 60 8

Содержание программы учебного курса.

Введение

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред­ставление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема I. Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 1. Древний Египет

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия ^скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Тема 2. Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держана. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особым род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанаиала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из .покорен­ных областей). Город Псрсегюль.

Тема 3. Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема  I. Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство.  Каменное строительство (Микенская  кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заеелг иие островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством.   Мифы  о   начале  Троянской   войны.   Вторжения   в   Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей. Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабон.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Ьыт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Пики, Парфенон, Эрех-тейоп. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Аптифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Асиасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское,  Сирийское  царства. Александрия  Египетская — круп­нейший  торговый  и   культурный   центр  Восточного  Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема  I. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои нрава. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 3. Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», («диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Анточия. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Почты Вергилий. Гораций. Понятие «меценат».

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 5. Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

 Письменный контролирующий материал

 

Самостоятельная работа №1

(по разделу «Жизнь первобытных людей») см. Приложение 1.

Самостоятельная работа №2

(по главе «Древний Египет») см. Приложение 2

Самостоятельная работа №3

(по главе «Западная Азия в древности») см. Приложение 3

Самостоятельная работа №4

(по разделу «Древний Восток») см. Приложение 4

Самостоятельная работа №5

(по главам «Древнейшая Греция» и «Полисы Греции, их борьба с персидским нашествием») см. Приложение 5

Самостоятельная работа №6

(по главе «Возвышение Афин. Расцвет демократии» и «Македонские завоевания») см. Приложение 6

 

Самостоятельная работа №7

(по главам «Рим: от возникновения до установления господства над всей Италией», «Рим – сильнейшая держава Средиземноморья», «Гражданские войны в Риме») см. Приложение 7

Самостоятельная работа №8

(по разделу «Древний Рим») см. Приложение 8

 

 Приложение 1.

№1. Каких людей называют первобытными? Когда появились на Земле древнейшие люди? Покажите на карте, где найдены кости и орудия труда древнейших людей.

Когда люди стали такими же как и люди нашего времени? Как называют таких людей ученые? Были ли «люди разумные», жившие десятки тысяч лет назад, первобытными людьми? Можно ли их так назвать? Если да, то почему?

Какие изобретения и открытия были сделаны первобытными людьми? Какое значение имело каждое из них?

№2 Найдите ошибки

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад… Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

№3 Задачи

1) Одно из первобытных племен не оставило археологи­ческих памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

2) Известно, что древние люди первоначально пользо­вались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреп­лять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

3) Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уве­ренностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

4) До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людь-' ми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе.

№4  Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, Всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство

 

№5. Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

  1. Впишите недостающие слова.

Самые крупные завоевания совершил около ________ года до н. э. фараон по имени _________________.

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из ___________. Так назы­вается сплав двух металлов: ________________.

Войсками фараонов были завоеваны в Африке бога­тая золотом страна _________, в Азии — богатый за­лежами медной руды _______ полуостров и страны:

  1. ________________________
  2. ________________________
  3. ________________________
  4. Верны ли эти утверждения? (Отметьте знаком «+» те, которые вы считаете правильными.)

Египетские письменные знаки назывались иероглифам.

Верховная власть в Египте принадлежала жрецу.

Самой  почетной  и  выгодной была  профессия ремесленника.

Нил — главная водная артерия Египта.

  1. Найдите ошибки в тексте.

Молодой фараон Тутмос III, вскочив на коня, поскакал осматривать строительство своей пирамиды. Его приближенные ехали па верблю­дах. Владыку Египта сопровождали послы от вавилонского царя Хаммурапи, а также из стран Урарту и из государства хеттов. Ярко блестели стальные мечи греков — наемных телохранителей фараона.

Руководитель строительства Птахотеп, верховный жрец бога Антона, рассказал царю о ходе работ и пожаловался, что не хватает рабов для об­жига кирпичей, — иначе стройка шла бы гораздо быстрее. Фараон сказал, что скоро он отправится воевать с ассирийцами и приведет много новых рабов. Тогда стройка быстро закончится и гробница Тутмоса превзойдет высотой гробницы его великих предков — Джосера и Хеопса. Фундамент пирамиды в этот раз сделали достаточно глубоким, так что она не утонет в песке, как случилось с гробницей невезучего фараона Эхнатона.

  1. Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале XIX века тли ну иероглифов.

По вертикали:  1. Особое приспособление,  при  помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.  2. Богиня правды. 3. Первая столиц» Египетского царства. 4. Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи. 5. Фараон, для которого была выстроена самая большая гробница.  6.  Частицы  полу сгнивших  растений  и  горных пород,   остающихся  на  берегах   Нила  после  разлива. 7. Область в Северном Египте,  похожая на огромны и треугольник.  8.  Один  из каменных столбов,  стоявших перед входом в храм. 9. Бог мертвых с головой шакала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

№1. Впишите недостающие буквы и цифры.

В Двуречье протекают две реки: Е _ _ _ _ т и Т _ _ р.

Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д _ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _е.

Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш.

Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.

Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с _____по _____год до н. э.

 

№2 Обозначьте цифрами факты, относящиеся к истории: 1 – Персии, 2 – Ассирии

 

  1. В VIII – VII веках до н.э. это было самое могущественное государство Передней Азии.
  2. Основатель этого государства – царь Кир – захватил Мидию, Лидию и Вавилонию и создал обширную державу.
  3. Столицей государства являлась Ниневия. В ней был царский дворец, ворота в который охраняли скульптуры крылатых быков с человеческими лицами.
  4. Наследник Кира – царь Камбиз – в 525 году расширил государство, захватив Египет.
  5. Это государство пало под ударами врагов в 612 году.
  6. Наивысшего могущества это государство достигло при Дарии I, который в конце VI – начале V века разделил страну на области – сатрапии.
  7. В результате долгих войн войско этого государства завоевало Междуречье, Сирию, Финикию и Египет.
  8. Столицей государства стал город Персеполь, в котором возвышались роскошные дворцы, построенные на деньги, собранные с покоренных территорий.
  9. Могущество армии этого государства объясняется использованием железного оружия, применением конницы и таранов.
  10. Одним из знаменитых царей этого государства был Ашшурбанапал, библиотека которого, состоящая из глиняных табличек, сохранилась до сих пор.

№3 Отметьте название товаров, которыми торговали финикийские купцы.

 

  1. Ливанский кедр
  2. Льняное полотно
  3. Пурпурная (красная) ткань
  4. Рабы
  5. Медь
  6. Стеклянные бусы и сосуды
  7. Бумага
  8. Оливковое масло
  9. Шелковые ткани
  10. Вино

№4 Древнееврейское царство

  1. В долине, какой реки поселились евреи? _____________________________
  2. С кем боролись израильтяне? _____________________________
  3. У какого героя сила была в волосах?    __________________
  4. Кто стал первым правителем Древнееврейского царства?_________________
  5. С кем сражался мальчик-пастушок Давид? _____________________
  6. Каким оружием Давид одолел своего противника?______________________
  7. Кто стал царем после гибели Саула? _______________________________
  8. Какой город стал при Давиде столицей?

________ в каком веке?_______

  1. Как звали сына Давида, который вступил на престол

после смерти отца?__________________________

  1. Кто приехал из Южной Аравии, чтобы увидеть царя и убедиться в великолепии его дворца? __________________
  2. Что стояло посреди большого двора храма?_____________________
  3. Что стало с царством Соломона после его смерти?_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Игра. Команды по очереди бросают кубик, каждая остановка это вопрос на который команда должна ответить, если они на него не отвечают, значит вперед не двигаются. Первое место займет та команда, которая первая доберется до финиша. Второе и третье места – по баллам. Жюри во время игры считает баллы и проверяет, правильно ли ответила команда. Ведущие могут отнять баллы за нарушение дисциплины.

  1. Свиток -1 балл
  2. Кружек – 2 балла
  3. Щит – 3 балла
  4. Меч – 4 балла
  5. Кувшин – 5 баллов

 

Свитки:


  1. Река, которую древние египтяне, именовали своим Отцом, —

1) Конго

2) Нил

3) Замбези

4)  Лимпопо

 

  1. Главным занятием древних египтян было

1) скотоводство

2) ремесло

3) земледелие

4)  рыболовство

 

  1. Каналы и дороги, пирамиды-гробницы фараонов строили в основном

1) крестьяне

2) рабы

3) ремесленники

4)  воины

 

  1. Правителей древнего Египта стали называть греческим словом, обозначающим «большой дом», —

1) каган

2) царь

3) фараон

4) князь

 

  1. Символами власти фараонов древнего Египта считались

1) скипетр и кнут

2) булава и плеть

3) меч и копье

4) держава и колчан

 

  1. Основную ударную силу войска древнего Египта составляли

1) слоны

2) боевые колесницы

3) тяжелая конница

4)  пехотинцы с луками

 

  1. Главным занятием жителей Междуречья стал(о)

1) кочевое скотоводство

2) сбор меда диких пчел

3) орошаемое земледелие

4)  гончарное ремесло

 

  1. Жители Междуречья в качестве материала для письма использовали

1) глиняные таблички

2) куски материи

3) деревянные доски

4) свитки папируса

 

  1. Жители Междуречья возводили своим богам храмы в виде

1) скальных пещер

2) ступенчатых башен

3) зданий с колоннами

4) глинобитных построек

 

  1. Финикийцы добывали у берегов своей земли

1) крабов и креветок

2) моллюсков, из которых делали пурпур

3) моржовый клык

4)  ценный жир китов

 

  1. Крупнейшим изобретением финикийцев было

1) порох

2) бумага

3) стекло

4)  алфавит

 

  1. Столицей ассирийских владык эпохи расцвета могущества Ассирии была

1) Гераклея

2) Ниневия

3) Александрия

4)  Умма

 

  1. Главное занятие жителей Финикии –

1) морская торговля

2) земледелие

3) добыча пушного зверя

4)  кочевое скотоводство

 

  1. Одними из первых в мировой истории военного искусства ассирийцы стали использовать

1) пехотинцев

2) лучников

3) конницу

4)  боевые колесницы

 

15.Колыбелью государств Индии стали долины великих рек

1) Тигра и Евфрата

2) Инда и Ганга

3) Сырбарьи и Амударьи

4)  Хуанхэ и Янцзы

 

  1. В Индии сложились четыре больших группы людей, каждая из которых обладала своим родом занятий. Их называли

1) классами

2) сословиями

3) кастами

4)  кланами

 

  1. В древней Индии на основе религий народа Ариев брахманизма и индуизма возникла древнейшая из мировых религий

1) христианство

2) мусульманство

3) буддизм

4)  иудаизм

 

  1. Китайцы выращивали

1) гречиха, кунжут

2) рис, пшеница

3) рожь, хмель

4)  люцерна, просо

 

  1. Император в Китае называл себя

1) Сын Неба

2) Великий каан

3) Большим домом

4)  Василевсом

 

  1. Как назывался торговый путь, проходивший через многие страны и связывавший Китай с Европой?

1) Дорога процессий

2) Путь скорби

3) Великий шелковый путь

4)  Путь пряностей

 

  1. Более трех тысяч лет назад китайцы создали свою письменность. Писали они

1) клинописью

2) рунами

3) иероглифами

4)  буквами

 

  1. Товаром, который производился только в Китае и высоко ценился далеко за его пределами, был

1) порох

2) шелк

3) табак

4)  лен

 

  1. Долгое время в качестве материала для письма китайцы использовали

1) бамбуковые дощечки

2) глиняные таблички

3) листья папируса

4)  шкуры животных.


 

Кружки.

  1. Бог Солнца у египтян.
  2. Бог мудрости у египтян.
  3. Он распоряжается в царстве мертвых, его изображали с телом человекой и головой шакала.
  4. Сын Осириса и Исиды.
  5. Бог Солнца в Междуречье.
  6. Богиня любви и плодородия в Междуречье.
  7. Бог воды в Двуречье.
  8. Бог еврейского народа.
  9. Один из главных богов Индии. Изображался с головой слона.

Щиты:

  1. Этот мудрец говорил: «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын-сыном. Очень важно почитать старших. Надо следовать тем правилам, которые выработали предки».
  2. В 1974 г. археологи вскрыли его гробницу. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов вылепленных из глины в полный человеческий рост. Они были в полном воинском вооружении и построены в боевом порядке. О чьей гробнице идет речь?
  3. Самый могущественный царь Вавилонского царства, именно ему бог Солнца – Шамаш вручил жезл – знак власти. Также он известен нам как составитель первых письменных законов.
  4. Этот царь славился богатством и мудростью. Чтобы убедиться в великолепии его дворца приезжала царица Савская.
  5. Один из последних ассирийских царей. Собрал огромную библиотеку.
  6. Этот фараон совершил крупные завоевания. При нем египтяне завоевали Нубию. Успешными были и его походы в Азию.
  7. Самый могущественный правитель Персии.
  8. Он води еврейский народ по пустыни 40 лет.
  9. Мальчик-пастушок победивший Голеафа.
  10. Поднял восстание против мидийского царя и, разгромив его стал владыкой обширного государства. Взял в плен лидийского царя Крёза. Покорил Вавилон.

 

Мечи: даты

Кувшины:

К кому из фараонов-правителей древнего Египта обращена речь бога Амона-Ра «Я дал твоим победам пройти все страны. Я сделал бессильными вторгающихся... Я явился и дал тебе поразить князей финикийских. Я поверг их под ноги тебе на высотах их... Я пришел и дал тебе покорить Восток»?

Его считают первым в мире человеком.

Этот царь, правивший в 273—237 годах до н. э., совер­шил много военных походов, объединив под своей вла­стью всю Индию. Царь был верным последователем буддизма и объявил его государственной религией. В период его правления были записаны на пальмовых листьях изречения Буд­ды и их толкование. Однако созданное царём единое го­сударство было непрочным и после его смерти распа­лось на части.

Это был первый могущественный царь Циньского го­сударства. Ему приписывается проведение важных реформ... Предание гласит, что для усиления своей верховной власти он приказал сжечь все книги со старыми зако­нами. Чтобы обезопасить страну от набегов врагов, царь создал лёгкую и подвижную ка­валерию и продолжил строительство Великой китай­ской стены.

Этот человек считается самым известным из мудрецов Древнего Китая. Он жил за пять веков до н.э. Мудрец учил почитать предков, слушаться старших, следовать традиционным обычаям и законам и стремиться сохра­нять древнюю китайскую культуру. Учение мудреца впослед­ствии широко распространилось по всему Китаю и ста­ло оказывать огромное влияние на жизнь страны.

Согласно легенде, этот человек был сыном раджи (царя) племени шакьев. Будучи очень вдумчивым, серьёзным ребёнком он рано стал интересоваться сложными жиз­ненными вопросами. Все люди, по его мнению, равны, независимо от принадлеж­ности к той или иной варне или касте. Самой большой добродетелью является отказ от всяких желаний, а выс­шим счастьем — нирвана — состояние полной бездея­тельности и погружения в мысль.

Прочитайте фрагмент документа и скажите его название. «Если человек вознамерится изгнать сына своего и скажет судьям: «Я про­гоню моего сына», то судьи должны исследо­вать его дело, и если сын не совершил тяжко­го греха, достаточного для лишения его на­следства, то отец не может лишить его на­следства».

 

 

Приложение 5

№1 Обозначьте цифрами изображения древнегреческих богов: 1 – Зевс, 2 – Посейдон, 3 – Аполлон, 4 – Афина, 5 – Арес, 6 – Гермес, 7 – Афродита.

(даются изображения богов)

№2 Определите, каким мифическим героям принадлежат эти слова.

— «Обманом разлучили меня с родной дочерью, так пусть за­вянут все цветы, засохнут все деревья и выгорит трава»._________________________________

— «Именем моего отца назвали на века море. Но как бы я хо­тел, чтобы этого не произошло».__________________________________________________________

— «Увы, память моя ослабела. Теперь, по прошествии стольких лет, я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат, сколько ложных ходов и тупиков!» _________________________________________________________

№3 Впишите недостающие буквы

П _ _ _ с – троянский царевич, один из главных виновников войны с греками.

А _ _ _ _ _ с – храбрейший из греков при осаде Трои.

А _ _ _ _ _ _ _ а – жена военного вождя троянцев.

О _ _ _ _ _й – главный герой одной из поэм Гомера

Н _ _ _ _ _ _ я – дочь царя феаков.

П _ _ _ _ _ м – одноглазый великан-людоед.

Х _ _ _ _ _ а – морское чудовище с громадной пастью.

П _ _ _ _ _ _ а – царица, 20 лет ждавшая мужа на о.Итака.

№4 Найдите ошибки.

  1. Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы «Илиада» и «Одиссея».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хитроумный Одиссей мечтал услышать сладкозвучное пение сирен. Но ему это не удалось: спутники Одиссея в страхе за его жизнь привязали царя Итаки к мачте и заклеили ему уши воском.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№5 Какое крылатое выражение соответствует рисунку.

 

№6 Что привлекает нас в герое  мифов — Геракле?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Приложение 6

  1. Три брата бога поделили между собой власть над миром. Кто из них господствовал на небе?

а) Зевс;

б) Аид;

в) Посейдон.

  1. Кто очистил за один день конюшни царя Авгия?

а) Тесей;

б) Одиссей;

в) Геракл.

  1. Кому в Древней Греции запрещалось заниматься торговлей и ремеслами?

а) спартанцам;

б) македонянам;

в) афинянам.

  1. Афинский мудрец, учитель Александра Македонского:

а) Сократ;

б) Анаксогор;

в) Аристотель.

  1. Когда проводились театральные представления?

а) во время Олимпийских игр;

б) в Великой Дионисии — дни весенних игр;

в) каждый день.

  1. Герой Троянской войны, которому удалось вернуться на родину:

а) Одиссей;

б) Патрокл;

в) Ахиллес.

  1. Главное занятие мальчиков в Спарте:

а) гимнастика;

б) философия

в) математика.

  1. Персидский царь, предпринявший в 450 г. до н. э. второй поход против Греции:

а) Дарий I;

б) Ксеркс;

в) Дарий III.

  1. Где находилась крупнейшая библиотека Средиземноморья, насчитывавшая до 700 тыс. папирусных свитков?

а) в Афинах;

б) в Пергаме;

в) в Александрии Египетской.

  1. Сколько букв было в древнегреческом алфавите?

а) 12 букв;

б) 24 буквы;

в) 33 буквы

Приложение 7

  1. Когда в Риме запретили долговое рабство?

а) в эпоху республики;

б) в эпоху царей;

в) в эпоху императора.

  1. Кто такие патриции?

а) потомки древнейших жителей Рима;

б) потомки племени этрусков;

в) потомки греческих колонистов Италии.

  1. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима?

а) Рем;

б) Ромул;

в) Нумитор.

  1. Кто служил в римских легионах в республиканскую эпоху?

а) рабы;

б) бедняки;

в) земледельцы.

  1. Должностные лица, избиравшиеся в республиканском Риме каждый год:

а) сенаторы;

б) консулы;

в) императоры.

  1. Какое племя жило на берегу реки Тибр, где был основан Рим?

а) галлы;

б)этруски;

в) латины.

  1. Высший орган власти в республиканском Риме?

а) сенат;

б) народные трибуны;

в) царь.

  1. Римский сенатор, заканчивавший каждую свою речь в сенате словами: «Карфаген должен быть разрушен»:

а) Катон;

б) Сципион;

в) Гракх.

  1. Кто из римских героев легенд мог бы сказать о себе такие слова?

«С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что?! Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был бы основан… Ведь статую, да еще в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в бронзе и тем горжусь!»

«Увы, нам не поставили статуй за совершенный подвиг, как этой серой хищнице-волчице! Не оттого ли, что язык наш непонятен и научиться латинской речи не можем?! О, люди, вы так неблагодарны! Заслуги наши перед Римом огромны. В тишине ночи пронзительные наши голоса подобны были звукам военных труб… Только благодаря нам – пусть об этом не забывают потомки римлян – город не был захвачен, разграблен и разрушен».

 

Приложение 8

 

  1. Мать Ромула и Рема согласно древнеримской легенде:

а) волчица;

б) Веста;

в) Рея Сильвия.

  1. Кого римляне называли варварами?

а) племена, не знающие латинского или греческого языка;

б) жестоких императоров;

в) всех, кто проживал вне города Рима.

  1. Рабы, получившие в пользование участки земли:

а) колоны;

б) «рабы с хижинами»;

в) христиане.

  1. Что произошло в 509 г. до н. э.?

а) В Риме установилась республика;

б) был основан Рим;

в) в Риме установилась империя.

  1. Римский император, при котором началась травля христиан:

а) Константин;

б) Нерон;

в) Октавиан Август.

  1. Какое зрелище римляне предпочитали всем остальным?

а) театральное представление;

б) спортивное состязание;

в) гладиаторские бои.

  1. Кого римляне называли лучшим из императоров (правил в 98-117 гг. н. э.)?

а) Цезаря;

б) Траяна;

в) Константина.

  1. Как переводится с латинского языка слово «республика»?

а) власть народа;

б) общее дело;

в) власть знати.

  1. Кто спас Рим во время нашествия галлов в 390 г. до н. э.?

а) Муций Сцевола;

б)гуси;

в) волчица.

  1. Как называется правление, не ограниченное ни другой вла­стью, ни законами?

а) демократия;

б) диктатура;

в) республика.

 

  1. Где произошло восстание крестьян и ремесленников в 1750 г. до н. э.? 12. Где был установлен республиканский строй в 509 г. до н. э.?
  2. Где положено начало Олимпийским играм?
  3. Где произошла в 338 г. до н. э. решающая битва между греками и македонской армией?
  4. Где началось в 74 г. до н. э. восстание рабов под предводительством Спартака?
  5. Где в I в. н. э. была изобретена бумага?
  6. Где изобрели шахматы?
  7. Определить лишнее звено в цепочке

Сципион — Фемистокл — Антоний — Траян

консул — народный трибун — император — гладиатор

Колизей — Пантеон — Парфенон — Форум

бетон — арка — керамика — водопровод

«говорящие» — «мычащие» — «скрипящие» — «немые»

Цезарь — Нерон — Красе — Помпеи

Марс — Веста — Юпитер — Зевс

Гораций — Вергилий — Гомер — Петронии

Агора — Палатин — Триумфальная арка — Термы

Тит Ливии — Геродот — Тацит — Сенека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по истории

 

№ в разделе Тема урока Дата Основные понятия
План Факт
1 Введение в историю Археология, исторический источник
Жизнь первобытных людей (6)
2 1 Древнейшие люди Реконструкция, орудия труда
3 2 Родовые общины охотников и собирателей Рубило, гарпун, община
4 3. Возникновение искусства и религиозных верований Колдовской обряд, оборотень, душа
5 4. Возникновение земледелия и скотоводства Мотыга, серп, циновка, старейшина
6 5. Появление неравенства и знати Ремесленник, гончарный круг, соплеменник
7 6. Повторение по разделу Все основные понятия
8 1. Счет лет в истории (1) Наша эра, до нашей эры
Древний Восток (21)
9 1. Государство на берегах Нила Папирус, ил, дельта, фараон, рельеф
10 2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте Писцы, налог, вельможа, каналы
11 3. Жизнь египетского вельможи Вельможа, фараон
12 4. Военные походы фараонов Боевые колесницы, дротики, дышло
13 5. Религия древних египтян Жрецы, храмы, миф, мумия, саркофаг
14 6. Искусство Древнего Египта Чудеса света, сфинкс, обелиски, скульптор
15 7. Письменность и знания Древних египтян Иероглифы, астрономия, водяные часы
16 8. Повторение по теме: Древний Египет
17 9. Древнее Двуречье Клинопись, Иштар
18 10. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Ростовщики, закон
19 11. Финикийские мореплаватели. Финикия, благовония, колония, Карфаген.
20 12. Библейские сказания Ветхий Завет, Яхве, заповеди, Израиль, гора Синай, скрижали.
21 13. Древнееврейское царство. Иордан, филистимляне, Иерусалим, Соломон, жертвенник
22 14. Ассирийская держава. Ассирия, таран, Ниневия, держава, Ашурбанапал, мидийцы.
23 15. Персидская держава «царя царей». Мидия, персы, Кир, Дарий I, Персеполь.
24 16. Повторение по теме: Западная Азия в древности. Все основные понятия
25 17. Природа и люди Древней индии. Гималаи, Инд, Ганг, джунгли, рис, хлопчатник, сахарный тростник, Ганеша.
26 18. Индийские касты. Каста, брахманы, Будда, отшельники.
27 19. Чему учил китайский мудрей Конфуций. Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, драконы, бамбук.
28 20. Первый властелин единого Китая. Цинь, Сяньян, Великая Китайская стена, бойницы.
29 21. Контрольно-обобщающий урок по разделу: Древний Восток. Все основные понятия
Древняя Греция (20)
30 1 Греки и критяне Микены, Афины, Минотавр, Лабиринт, Ариадна, световые колодцы.
31 2. Микены и Троя Микены, Львиные ворота, Троя, Елена, Менелай.
32-33 3-4 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ахиллес, Агамемнон, Гектор, Приам, Патрокл, доспехи, Одиссей, Итака, Полифем, сирены
34 5. Религия древних  греков. Олимп, Аид, Цербер, Гермес, Прометей, Геракл.
35 6. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Аттика, демос, ареопаг, архонт, черепица, Драконт, долговой камень.
36 7. Зарождение демократии в Афинах. Солон, Народное собрание, граждане, драхма.
37 8. Древняя Спарта. Лакония, илоты, Мессения, Совет старейшин, Народное собрание.
38 9. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Пираты, мрамор, Ольвия, хитон, гиматий.
39 

 
10. Олимпийские игры в древности. Олимпия, атлеты, стадион, пятиборье, Феаген.
40 11. Победа греков над персами в Марафонской битве. Стратег, фаланга, марафон, Мильтиад
41 12. Нашествие персидских войск на Элладу. Фемистокл, Фермопильское ущелье, триера, о. Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек.
42 13. Повторение по теме: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Все основные понятия
43 14. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. Пирей, верфи, Совет пятисот, Керамик, Фидий, агора, Ника, Акрополь, Парфенон, портики.
44 15. В афинских школах и гимнасиях. Педагог, палестра, Мирон, Поликлет, гимнасии, красноречие.
45 16. В театре Диониса. Театр, сатиры, орхестра, скене, трагедия, комедия
46 17. Афинская демократия при Перикле. Перикл, оратор, бобы
47 18. Города Эллады подчиняются Македонии. Междоусобные войны, Македонское царство, осадная башня,
48 19.  Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Р. Граник, г. Исс, Парменион, с. Гавгамелы, Фароссий маяк, музей, Александрийская библиотека, геометрия
49 20. Контрольно-обобщающий урок по разделу: Древняя Греция. Все основные понятия
Древний Рим (19)
50 1. Древнейший Рим. Латины, весталки, ликторы, патриции, плебеи
51 2. Завоевание Римом Италии Республика, консулы, трибуны, вето
52 3. Устройство Римской республики Мрсовое поле, Форум
53 4. Вторая война Рима с Карфагеном Ганнибал, Канны, Зама
54  5. Установление господства Рима во всем Средиземноморье Триумф, провинция
55 6. Рабство в Древнем Риме Имение, гладиатор
56 7. Земельный закон братьев Гракхов Югер, Тиберий и Гай Гракхи
57 8. Восстание Спартака Капуи, Везувий, Красс
58 9. Единовластие Цезаря Рубикон, ветеран, диктатор
59 10. Установление империи в Риме Преторианцы
60 11. Повторно-обобщающий урок Все основные понятия
61 12. Соседи Римской империи Рейн, германцы, венеды
62 13. В Риме при императоре Нероне Нерон, христиане
63 14. Первые христиане и их учение Мария, Назарет, Вифлеем, апостолы
64 15. Расцвет империи во 2-ом веке Колоны, даки, арка, бетон
65 16. «Вечный город» и его жители Триумфальная арка, термы, Большой цирк
66 17. Римская империя при Константине Варвары, епископ, Византий, Константинополь
67 18. Взятие Рима варварами Аларих, готы, средние века
68 19. Контрольно обобщающий урок Все основные понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Литература для обучающихся:

Учебники
1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 287с.
2. Атлас по истории Древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2009. – 48с.

 

Литература для учителя:

Методические пособия
1. Арасланова О.В. История Древнего мира. Поурочные разработки. 5 класс. Пособие для учителей – М.: ВАКО, 2007. – 512с.
2. Волкова К.В. История Древнего мира. Поурочное планирование. 5 класс – М.: Экзамен, 2006. – 222с.
3. Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 1996. – 135с.
4. Годер Г.И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс – М.: Просвещение, 2009. – 352с.
5. КишенковаО.В. Сборник тематических тестов для 5 класса – М.: Интеллект — Центр, 2009. – 160с.
6. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира.5 класс – М.: Экзамен, 2010. – 173с.
7. Саплина Е.В. Саплин А.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс – М.: Дрофа, 2008. – 142с.
8. Северина О.А. История Древнего мира. Поурочные планы. 5 класс. В 2-х частях – Волгоград: Учитель – Аст, 2003. – 145с.
9. Тырин С.В. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс – М.: Дрофа, 2009. – 62с.

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля