Рабочая программа по истории для 6 класса

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 6 класса

Составитель: учитель истории и обществознания Галактионова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и программы курса история для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений авторов А.А. Данилова (2010 года), В.А. Ведюшкина (2011 года)

Программа рассчитана на 68 часа, в том числе на контрольные и практические работы – 10 часов.

Изучение истории в 6 классе делится на два периода: История Средних веков и история России с древнейших времен до конца XVI века.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории Средних веков и авторской программой учебного курса.

Особенностью этого курса истории России является обращение к проблематике истории была, православной церкви, российской ментальности, национальной политике. Также  Рабочая программа  представляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований.

Курс истории Средних построен по проблемно-концентрическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Данилов А.А.  История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008. – 256с.), рабочая тетрадь (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2009. –93с.); учебник (Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 287с.), рабочая тетрадь (Ведюшкин В.А. Крючкова Е.А. История Средних веков к учебнику Ведюшкина В.А. – М.: Просвещение, 2010. – 112с.) и методическое пособие для учителя (Ведюшкин В.А. Программа курса истории Средних веков для 6 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008. – 55с.)

    Цели программы обучения:

Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях данного периода времени.

Усвоение самобытных черт Средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и чужим традициям.

Задачи программы обучения:

— освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии Руси-России с древнейших времен до конца XVI века  ;

— овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями;

— овладение картографическими умениями.

— применение исторических знаний на практике (работа с историческими документами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание требований к уровню подготовки учащегося

 

  1. Общие учебные умения
  • Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • Умения анализировать материал, определять предпосылки различных явлений;
  • Умение полемизровать и отстаивать свои взгляды;
  • Умение работать с картой (локализовать место в пространстве);
  • Умение работать с иллюстрацией;
  • Умение составлять и работать с таблицами, схемами;
  • Умения работать с тестовыми заданиями.

 

  1. Специальные предметные умения
  • Умения сравнивать исторические явления Руси-России с различными странами, выделяя сходство и различия;
  • Умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям и личностям;
  • Умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • Умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
  • Умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно — тематический план

 

№ разде-ла/ темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе, час
Теория Конт-роль
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
1. Вводный урок 1 1
2. Раннее Средневековье 10
2.1. Великое переселение народов и образование германских королевств 1
2.2. Христианская церковь в раннее Средневековье 1
2.3. Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад 1
2.4. Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX – XI веках 1
2.5. Византийское тысячелетие 1
2.6. Культура Византии 1
2.7. Образование славянских государств 1
2.8. Рождение новой религии 1
2.9. Мир ислама 1
2.10. Повторно-обобщающий урок 1
3. Расцвет Средневековья 11
3.1. Сеньоры и вассалы 1
3.2. Средневековая деревня 1
3.3. Средневековый город 1
3.4. Католическая церковь: путь к вершине 1
3.5.  Крестовые походы 1
3.6. Франция: долгий путь к единству 1
3.7. Англия: От Норманнского завоевания до парламента 1
3.8. Несбывшиеся мечты германских императоров 1
3.9. Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья 1
3.10. Время соборов 1
3.11. Повторно-обобщающий урок 1
4. «Осень» Средневековья 7
4.1. Столетия бедствий 1
4.2. Самая долгая война в истории 1
4.3. Трудный путь к торжеству королевской власти 1
4.4. Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты 1
4.5. Польша и Чехия: время расцвета 1
4.6. Полумесяц против креста 1
4.7. Повторно-обобщающий урок 1
5. Вдали от Европы 5
5.1. Индия, Китай, Япония 1
5.2. В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура 1
5.3. Народы и государства Африки и Америки 1
5.4. Повторно-обобщающий урок 1
5.5. Контрольно обобщающий урок 1
ИТОГО: 34 29 5
ИСТОРИЯ РОССИИ
1. Вводный урок 1 1
2. Русь древняя 9
2.1. Восточные славяне 1
2.2. Соседи восточных славян 1
2.3. Формирование Древнерусского государства 1
2.4. Первые киевские князья 1
2.5. Владимир Святославич. Принятие христианства 1
2.6. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром 1
2.7. Культура Древней Руси 1
2.8. Быт и нравы Древней Руси 1
2.9. Повторно-обобщающий урок 1
3. Политическая раздробленность на Руси 9
3.1. Начало раздробления Древнерусского государства 1
3.2. Главные политические центры Руси 2
3.3. Нашествие с Востока 1
3.4. Борьба Руси с западными завоевателями 1
3.5.  Русь и Золотая Орда 1
3.6. Русь и Литва 1
3.7. Культура русских земель в XII-XIII веках 1
3.8. Повторно-обобщающий урок 1 1
4. Русь Московская 15
4.1. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества 1
4.2. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва 1
4.3. Московское княжество и его соседи в концеXIV – середине  XV века 1
4.4. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества 1
4.5. Московское государство в конце XV – начале XVI века 1
4.6. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века 1
4.7. Повторно-обобщающий урок 1
4.8. Избранной Рады 1
4.9. Внешняя политика Ивана IV 1
4.10. Опричнина 1
4.11. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках 1
4.12. Архитектура и живопись в XIV – XVI веках 1
4.13. Быт в XV – XVI веков
4.14. Повторно-обобщающий урок 1
4.5. Контрольно обобщающий урок 1
ИТОГО: 34 29 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса по истории Средних веков.

 

Введение

Происхождение понятия «Средние века». «Светлый» и «темный» образы Средневеьковья.  Географические  и  хронологические  рамки  Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Сред­них веков.

 

РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье

Великое переселение народов и падение Западной Римской им­перии. Образование и отличительные черты германских коро­левств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государст­вом. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понима­ния христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и со­став христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Воз­никновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря.

Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майор-домов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций    и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление им­перией. Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Ев­ропы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Нор­манны в Америке.

Франция н Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее Средневековье. Историческая роль раннеередневековой культуры Западной Европы.

Тема 2. Византия и славянский мир

Особенности развития Восточной Римской империи по сравне­нию с Западной. Территория и население. Константинополь — сто­лица Византии и воплощение ее могущества. Особенности импера­торской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.

Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Со­бор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Ви­зантийская иконопись. Борьба, иконоборцев и иконопочитателей.

Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Зна­чение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI — XI вв.

Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и веро­вания. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислгш_. Коран. Обязанности мусульман.

Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успе­хов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Ха­лифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. .Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

 

РАЗДЕЛ П. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тема 4. Феодальное общество

Складывание нового устройства общества. Формирование зави­симого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и уста­новление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия.

Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война н «Божий мир». Воспитание, занятий и образ жизни рыцарей. За­мок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.

Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинно­сти. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйства Крестьянская об­щина, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5. Средневековый город

Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины воз­никновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Патрициат. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь н быт горожан.

Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике н повсед­невной жизки городов. Организация торговли. Торговые пути. Яр­марки. Возникновение банков. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XI — XIII вв.

Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X — XI вв. Кл юн и искан реформа. Разделение церквей. Различия между като­лицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.

Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и ре­зультаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и копен крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Папство в зените могущества. Ереси XI — XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого  распространения. Борьба церк­ви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.

Тема 7. Разные судьбы государств

Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Свя­том. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пле­нение».

Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI— XII вв. Анжуйская держава. Реформы Генриха П Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее истори­ческая роль. Возникновение и (Уличительные черты английского парламента.

Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха 1 Барбароссы и Фридриха II Гогеншгауфена в Италии и в Германии.    Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV вв.

Тема 8. Культура Западной Европы в XI — XIII вв.

Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Ра­ционализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии на­учных знаний. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Сред­невековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.

РАЗДЕЛ III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв.

Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобожде­ние крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д'Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.

Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских ко­ролей с бургундскими герцогами и завершение объединения Фран­ции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Бе­лой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Ген­рихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Разви­тие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значе­ние. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV—XV вв.

Польша в XIV—XV вв. Внутренняя политика Казимира III Ве­ликого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии в XIV в. Нара­стание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Ос­манские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздейст­вие поздневизаптийской культуры на другие страны.

РАЗДЕЛ IV. ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ

Тема II. Культуры и государства Азии

Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в ин­дийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Достиже­ния индийской культуры.

Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочев­никами. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы и искусства.

Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Заво­евания монголов, причины их успехов. Распад монгольской держа­вы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура и Улугбека. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки

Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побере­жье Африки и государство Мономотапа.

Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбо-вой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и ин­ков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение

Значение Средневековья в мировой истории и культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса по истории России.

 

Введение. Что изучает история Отечества. История Рос­сии — часть всемирной истории. История региона — часть исто­рии России. Исторические источники по истории нашей Родины.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточ­ных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. За­нятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними пле­менами и государствами.

РУСЬ В IX — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершен­ствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, по­явление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Обра­зование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманн­ский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерус­ского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христиан­ства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Ос­новные социальные слои древнерусского общества. Зависимые ка­тегории населения. Политический строй Древнерусского государст­ва. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местною управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукня­жеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Моно­мах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древ­нерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусст­ва. Устное народное творчество. Возникновение письменности. На­чало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусст­во. Комплексный характер художественного оформления архитек­турных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Зна­чение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской на­родности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни зем­ледельческого населения.

РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII—XIII в.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-эко­номические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоя­тельных княжеств и земель. Характер политической власти в пе­риод раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусоб­ные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Вла­димиро-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествне на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливон­ский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Послед­ствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение  западных русских земель к  Великому  княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессио­нальная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по кам­ню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Сло­во о полку Игореве».

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Ру­си. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Соци­ально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое  княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Ра­донежский. Взаимоотношения Москвы с Золотом Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объедине­ния русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Лик­видация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Уси­ление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчин­ное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение сво­боды крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ере­си. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Па­мятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Ни­китина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV — начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестья­нина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в.

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги раз­вития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Вос­стание 1547 г. Избранная рада. Л. Адашев. Сильвестр. Начало Зем­ских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местно­го управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического кур­са. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Пози­ция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливон­ской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Исторические повести. Житийная литература. Стро­ительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Ди­онисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Итоговое повторение и обобщение Общее и особен­ное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Запад­ной Европы.

 

 

 

 

Письменный контролирующий материал 

 

Самостоятельная  работа №1

(по главе «Раннее Средневековье») см. Приложение 1

 

Самостоятельная  работа №2

(по главе «Расцвет Средневековья») см. Приложение 2

 

Самостоятельная  работа №3

(по главе «Осень» Средневековья») см. Приложение 3

 

Самостоятельная  работа №4

(по главе «Вдали от Европы») см. Приложение 4

 

Итоговая контрольная работа см. Приложение 5

 

 

 

Приложение 1

Беседа по вопросам:

  1. Какое время называют Великим переселением народов и почему?
  2. Как происходило образование варварских королевств на территории Западной Римской империи?
  3. Чем власть военного вождя отличалась от власти короля, и кто был заинтересован в установлении королевской власти?
  4. При каких условиях происходит возникновение государства и когда возникает государство у франков?
  5. Почему франки в VI веке приняли христианство и зачем король заключил союз с церковью?
  6. Зачем нужны были франкам завоевательные войны и в чьих интересах они велись?
  7. Что такое «феод» и кого стали называть «феодалами»?
  8. Почему монастыри стали центрами культуры и образования в раннем средневековье?
  9. Почему попытка византийского императора Юстиниана возродить былую мощь Римской империи была обречена на неудачу?
  10. Как возник ислам и в чем его сущность?
  11. В чем причины побед арабов в их захватнических войнах?
  12. Почему Арабский халифат оказался непрочным государством?

 

 

Приложение 2

 

Самостоятельно составьте  в которой бы сопоставлялось развитие наиболее значимых держав Высокого Средневековья.

Германия Франция Англия
Власть короля (императора)
Войско
Положение феодалов
Представительное учреждение

 

 

Приложение 3

 

№1. Найдите в тексте и подчеркните пять ошибок. Запи­шите правильные ответы.

Вторая половина XV в. вошла в историю Европы как время завер­шения объединения многих стран под властью своих королей.

Во Франции дальновидный осторожный политик Людовик XI упорно шел к своей цели. В борьбе с непокорным вассалом герцогом Бургун­дии Карлом Смелым он использовал любые средства. Безрассудной храбрости на поле боя король предпочитал стол переговоров. В конце концов Людовику удалось заманить своего врага в ловушку. Искусно поссорив герцога с его соседями-провансальцами, он столкнул их в во­енном противоборстве. В битве при Нанси в 1477 г. войска бургундцев были разбиты, а сам несчастный герцог стал пленником Людовика XI и провел в темнице много лет.

Спустя год после злополучного случая с герцогом Карлом знамена­тельное событие произошло в Англии. В результате длительной междо­усобной борьбы к власти пришел Генрих VII Тюдор, дальний родствен­ник Йорков, одной из соперничающих династий.

В правление Фернандо и Изабеллы произошло объединение Испании. Ко времени династической унии в 1479 г. Реконкиста уже завершилась.

1) ____________________________________________

2) ___________________________________________

3) ___________________________________________

4) ___________________________________________

5) ___________________________________________

№2.Напишите даты событий и расставьте в хронологической последовательности.

  • Основание первого в Центральной Европе университета
  • Гибель Яна Гуса
  • Объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев
  • Династическая уния Польши и Литвы
  • Сражение в Липанах
  • Сражение при Грюнвальде
  • Сражение при Лигнице
  • Сражение гуситов с крестоносцами под Прагой

 

 

Приложение 4

№1 Объясните слова

Хан________________________

Нойон______________________

Нукер______________________

Улус________________________

Курултай____________________

№2 Прочитайте факты биографии Тимура и найдите среди них два неверных.

  • Поддерживал дипломатические отношения с Византией, Францией, Кастилией и Генуей.
  • Его противником был Тохтамыш.
  • Принадлежал к чингисидам.
  • Завоевал Иран.
  • Его идеалом был Чингисхан.
  • По его повелению в столицу насильно сгонялись мастера из покоренных стран.
  • Разорил Индию.
  • В прошлом был разбойником.
  • Покорил Китай.
  • Нанес поражение туркам-османам.

№3.

Почему именно арабские купцы стали посредниками в торговле с Африкой?

Какие богатства Африки привлекали иноземных торговцев?

Кто получал наибольшие преимущества от африканской торговли?

№4.

Какой ошибке Колумба коренные жители Америки обязаны своим названием?

Когда началось заселение американского континента?

 

 

Приложение 5

 

Выберите один правильный ответ.

  1. История Средних веков завершилась в ... веке.

1)ХШ 2) XIV          3)ХУ            4) XVI

  1. Эпоха Крестовых походов началась в ... веке.

1) 1Х 2) XI             3)ХШ          4) XV

  1. К концу истории Средних веков в границах, более или менее близких к современным, сложилось единое государ­ство:

1) Турция    2) Франция     3) Германия 4) Византия

  1. Знаменитым ученым Средневековья был:

1) Генрих Плантагенет

2) Вильгельм Телль

3) Пьер Абеляр

4) Ян Жижка

  1. В период Средневековья было сделано важное изо­бретение:

1) порох 3) водяное колесо

2) фарфор 4) книгопечатание

Выберите несколько правильных ответов.

  1. В период Средневековья возникли поговорки и крыла­тые выражения:

1) Вассал моего вассала — не мой вассал

2) Что с возу упало, то пропало

3) Гуси Рим спасли

4) Пойти в Каноссу

5) Яблоко раздора

  1. В период расцвета Средневековья города наиболее час­ти возникали:

1) около мостов

2) в густых лесах

3) на перекрестках дорог

4) вдали от морских торговых путей

5) рядом с монастырями

  1. Установите правильную последовательность.

История развития культуры Европы.

Л. Основание первого университета в городе Болонье.

Б. Строительство храма Святой Софии в Константино­поле.

В. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом.

Г. Деятельность выдающегося арабского ученого Ави­ценны.

Впишите недостающий элемент ответа.

  1. Центрами образования в период расцвета Средневе­ковья были ______.
  2. Название народа, благодаря которому в Европе ста­ли известны цифры,   используемые   нами   сегодня,   —

Вариант 2

Выберите один правильный ответ.

  1. Период истории средних веков продлился ... веков.

1) восемь

2) десять

3) восемнадцать

4) двадцать

  1. Рубежом конца Средневековья и начала раннего Воз­рождения считается ... век.

1)Х1 2) XIII          3) XIV          4) XVI

  1. Эпоха рыцарства закончилась после того, как в Евро­пе стали использовать:

1) огнестрельное оружие

2) каменное строительство

3) книгопечатание

4) суд присяжных

  1. Знаменитым ученым Средневековья был:

1) Авиценна

2) Петрарка

3) Уот Тайлер

4) Ричард Львиное Сердце

  1. Около 1000 г. н.э. впервые побережья Северной Аме­рики достигли в период Средневековья:

1) арабы 3) норманны

2) крестоносцы 4) испанцы

Выберите несколько правильных ответов.

  1. В период Средневековья возникли поговорки и кры­латые выражения:

1) Нет земли без сеньора

2) Городской воздух делает человека свободным

3) Вавилонское столпотворение

4) Щитовые деньги

5) Троянский конь

  1. В период Средневековья централизованные государ­ства сложились в странах:

1) Франция

2) Германия

3) Византия

4) Англия

5) Италия

  1. Установите правильную последовательность.

Жизнь и деятельность знаменитых людей Средневе­ковья.

А. Чингисхан Б. Гильом Каль В. Карл Великий Г. Мехмед II Завоеватель

Впишите недостающий элемент ответа.

  1. Название части света, где до конца XV в. не были из­вестны колесо, гончарный   круг,   плавка   железа,   —
  2. В период Средневековья была создана славянская аз­бука. В честь одного из создателей ее и теперь называют —

 

 

 

 

 

Письменный контролирующий материал (История России)

 

Самостоятельная  работа №1

(по главе «Древняя Русь») см. Приложение 1

 

Самостоятельная  работа №2

(по главе «Политическая раздробленность») см. Приложение 2

 

Самостоятельная  работа №3

(по главе «Русь Московская» — Объединение Русских земель) см. Приложение 3

 

Самостоятельная  работа №4

(по главе «Русь Московская» — Правление Ивана Грозного) см. Приложение 4

 

Итоговая контрольная работа см. Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

  1. Объединение людей, которые совместно владеют землей и многие вопросы решают на общих собра­ниях, называется

1) общиной

2) родом

3) демократией

4) княжеством

  1. На территории лесного севера от Балтийского моря до Уральских гор проживали

1) тюркские племена

2) финноугорские племена

3) аварские племена

4) скифские племена

  1. Какое из названных событий произошло раньше дру­гих?

1) восстание древлян

2) объединение Киева и Новгорода под властью од­ного князя

3) восстание против ростовщиков в Киеве

4) создание свода законов Русская Правда

  1. Крещение Руси осуществил князь

1) Святослав 3) Ярослав

2) Владимир 4) Игорь

  1. Один из создателей «Повести временных лет»

1) Нестор 3) Кирилл

2) Иларион 4) Софоний

6.Прочтите отрывок из летописи и определите, о ка­ком князе в нем идет речь.

«Когда [он] вырос и возмужал, стал он собирать мно­гих воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс. — Е.С.), и много воевал. Не имел он ни шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

1) Ярославе

2) Игоре

3) Святославе

4) Владимире

  1. Бога, покровительствующего домашним животным славяне называли

1) Даждьбог

2) Сварог

3) Белее

4) Перун

  1. Отметьте верное высказывание.

1) для решения  важных  вопросов жизни общины созывалось вече

2) у славян в IX в. были праздники — Масленица Пасха, Троица

3) князь Рюрик основал Новгород

4) русичи в IX в. воевали с половцами

  1. Княгиня Ольга ввела уроки и погосты

1) в 882 г.

2) в 945 г.

3) в 964 г.

4)  в 1111 г.

  1. Отметьте путь «из варяг в греки».

1) Балтийское море — река Волхов — озеро Иль­мень — река Лавоть — волоком на реку Днепр — Понт Эвксинский (Черное море)

2) река Западная Двина — река Ока — река Волга — Каспийское море

3) Балтийское море — река Висла — река Дунай — Понт Эвксинский

4) река Одер — река Дунай — Средиземное море


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

  1. Военачальник из варягов, призванный ильменскими славянами княжить в Новгороде. Из летописей следует, что ОН был женат на соотечественнице и у них родился сын Игорь.

2.Согласно разным версиям, ОН был не то знатным военачальником в войске Рюрика, не то его близким родственником специально  прозванным править за малолетством Игоря.

  1. Этот князь подчинил и обложил данью древлян и уличей. Совершил поход на Византию, правда, он был неудачным. Однако более известен обстоятельствами смерти в земле древлян.
  2. Первая известная в истории женщина-правительница на Руси. Ее имя указывает на скандинавское происхождение. После смерти мужа упорядочила размеры и сроки сбора дани.

5.Князь-воин, совершил целый ряд победоносных походов. Воинская слава этого князя побудила печенежского князя Курю изготовить из его черепа чашу.

  1. Старший сын Святослава Игоревича. Вел ожесточенную борьбу за киевский престол со своими братьями Олегом и Владимиром. Борьба закончилась его гибелью.
  2. Путь к власти этого князя был кровавым, однако княжество при нем процветало. Он вошел в историю как князь-креститель.
  3. Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха, внук Ярослава Мудрого. Вошел в историю как собиратель русских земель и защитник от половцев.

9.Монах Киево-Печорского монастыря. Древнейший из известных русских летописцев. Создатель «Повести временных лет».

  1. Сын Владимира Мономаха. Трижды захватывал Киев. Благодаря ему Москва впервые появляется в летописях.

11.Этот князь захватывал Киев, но княжить в нем отказался. Своей столицей сделал Владимир, куда согласно преданию перенес чудотворную икону. Он отличался большой набожностью, за что и получил свое прозвище.

12.При этом князе Владимиро-Суздальское княжество достигло пика своего могущества. А прозвище получил как отец 12 детей.

  1. Основатель Монгольской империи, создатель сильного войска отличавшегося дисциплиной. Он объявил курс на завоевание всего мира.
  2. Русский князь, полководец. В 16 лет стал новгородским князем. За свою победу в Невской битве получил свое прозвище.
  3. Внук основателя Монгольской империи. Совершил поход на Северо-Восточную и Южную Русь. Также нашествию подверглись Польша, Венгрия, Чехия, Болгария.

 

 

 

 

 

Приложение 3

  1. Куликовская битва произошла

1) в 1378 г.   2) в 1380 г.       3) в 1448 г.           4) в 1480 г.

  1. Укажите имя князя, о котором идет речь. Сын мос­ковского князя Ивана Ивановича Красного. Бояре и митрополит Алексий выхлопотали ему в Золотой Орде титул великого князя. Возмужав, князь при­соединил к своему княжеству Кострому, Галич, Уг­лич, Дмитров, Калугу. Начал чеканку своей монеты. Дважды победил тверичан, а затем осмелился вы­ступить и против золотоордынской рати.

1) Иван Калита                               2) Дмитрий Грозные Очи

3) Дмитрий Донской                                4) Василий Дмитриевич

  1. Прочтите отрывок из источника и укажите, в каком году произошло описываемое сражение.

«Уж не соколы и кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То ведь были не соколы и не крече ты, то обрушились русские князья на силу татарскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские ... на речке Непрядве

1) в 1378 г.               2) в 1380 г.          3)  в 1382 г.                   4)  в 1410 г.

  1. Что из названного относится к причинам возвыше­ния Москвы?

1) отсутствие соперников в борьбе за великокняже­ский ярлык

2) помощь со стороны Орды

3) развитие военного дела в княжестве, формирова­ние сильной армии

4) предоставление льгот со стороны ордынских ханов

  1. Прочтите отрывок   из  летописи  и  укажите,   когда произошли описанные в ней события.

«Убит же был Шевкал ... И, услышав об этом, безза­конный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множе­ство людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные вла­дения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и ос­тался в Пскове».

1) в 1257 г.               2) в 1276 г.     3) в 1327 г. 4) в 1340 г.

  1. Укажите имя князя, о котором идет речь. Он пер­вым из российских правителей был назван царем в официальном дипломатическом документе — дого­воре с императором Священной Римской империи, лнязь завершил объединение русских земель вокруг Москвы, отбил у Литвы Смоленск.

1) Василий II        2) Иван III        3) Василий III                      4) Дмитрий Донской

  1. Теорию «Москва   —   Третий   Рим»    окончательно сформулировал

1) монах Нил Сорский                 2) монах Пересвет

3) митрополит Зосима                  4) монах Филофей

  1. Иван IV венчался на царство

1) в 1547 г.               2) в 1549 г.               3) в 1550 г.     4) в 1552 г.

  1. Что из названного относится к результатам царство­вания Ивана IV?

1)  оживление торговли вследствие выхода страны к Балтийскому морю

2) разорение русских земель в результате опричнины

3) усиление влияния церкви на светскую власть

4) укрепление международного авторитета России

  1. Кто из названных лиц является автором «Хождения за три моря»?

1) Сафоний Рязанец  2) Филофей   3) Даниил Заточник      4) Афанасий Никитин

Приложение 4

  1. Правление матери Ивана Грозного Елены Глинской, во время которого была введена в России единая монета, охватывает период

1) 1535—1538 гг.     2) 1547—1560 гг.  3) 1565—1572 гг.   4) 1558—1582 гг.

  1. «Боярское правление» 1538 -1546 гг. ознаменовалось

1) успешными походами на Казань

2) ослаблением центральной власти

3) упразднением системы кормлений

4) созывом Стоглавого собора

  1. Подберите фразу, характеризующую митрополита Московского Макария.

1) инициатор созыва Стоглавого собора и составления Великих Четьих миней

2) стал при помощи Б. Годунова первым патриархом

3) глава церкви, открыто выступивший против опричного террора, сосланный в Тверской Отрочь монастырь и убитый там М. Скуратовым

4) автор Книги Степенной царского родословия, повествующей о тесной связи между церковью и светской властью.

  1. В государственном строе Российского государства в XVI в. появились (-лась) —

1) княжеские дружины  2) земские соборы  3) боярская дума  4) кормленщики

  1. Заполните пропуск во фрагменте:"... подтвердил пра­вило Юрьева дня и увеличил размеры пожилого на 6 копеек. Кроме того, на крестьян были возложены и иные обязанности перед выходом от помещика, к при­меру, засев озимых и подготовка инвентаря к новому сезону.

 

1) Судебник 1550 года

2) Стоглав

3) Указ о разделении земель на земщину и опричнину

4) Устав срезах

 

  1. Губные старосты, разбиравшие судебные дела, появи­лись в России при —

1) Иване Грозном   2) Василии III   3) Елене Глинской  4) Федоре Иоанновиче

  1. Боярская дума в XVI — XVII веках —

1) орган с совещательными полномочиями при государе

2) собрание высших иерархов церкви

3) неофициальное правительство при Иване Грозном

4) высший сословно-представительный орган

  1. Какое слово пропущено в приведенном фрагменте: «К тяглым, податным категориям населения относились, прежде всего, горожане — „посадские люди“. Верхуш­ку посада составляли „...“ — богатые купцы, на кото­рых были возложены почетные обязанности взимать таможенные и кабацкие пошлины»?

1) беломестцы  2) дворяне  3) гости   4) стрельцы

  1. Результатом походов русского войска 1552 и 1556 го­дов стало присоединение к Московскому государству

1) Казанского и Астраханского ханств

2) Сибирского и Казахского ханств

3) Крымского ханства и Большой орды

4) Ливонских земель

  1. Историк Н. И. Костомаров писал о деятельности Из­бранной Рады: «И вот государство стало управляться кружком любимцев, который Курбский называет Из­бранной Радой. Без совещания с людьми этой Избран­ной Рады Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить... При этом опекуны Ивана стара­лись по возможности вести дело так, чтобы он не чув­ствовал тягости опеки и ему бы казалось, что он по-прежнему самодержавен». К какому веку относится деятельность данного правительства?

1) XV в.    2) XVI в. 3) XVII в.                  4) XVIII в.

  1. О каком историческом периоде идет речь в приведен­ном фрагменте: "Опричнина дорого обошлась всей стране. Кровавая неразбериха террора унесла множе­ство человеческих жизней. 11огромы сопровождались разрушением производительных сил. Бесчинства оп­ричников были беспрецедентными и не имели оп­равдания''.

1) 1535—1538 гг.      2) 1547—1560 гг       3) 1565—1572 гг.                 4) 1558—1582 гг.

  1. Главным опричником в правление Ивана IV был

1) Иван Висковатый

2) Малюта Скуратов

3) Борис Морозов

4) Артамон Матвеев

  1. «Слезная» челобитная от января 1565 года была адре­сована Иваном Грозным

1) боярской думе               2) духовенству       3) московским посадам

4) дворянству

  1. Местом, где проживал царь Иван Грозный во время опричнины, был(а)

1) Тронце-Сергиева лавра

2) Александрова слобода

3) Оптина пустынь

4) Московский кремль

  1. Иван Грозный принял решение об отмене опрични­ны после —

1) отставки А.Адашсва

2) поражения в Ливонской войне

3) введения «заповедных лет»

4) битвы на Молоди

  1. Митрополит Филипп (Колычев) —

1) инициатор созыва Стоглавого собора и составления Великих Четьих миней

2) глава церкви, добившийся независимости от Константинополя

3) глава церкви, открыто выступивший против опричного террора, сосланный в Тверской Отрочь монастырь и убитый там М. Скуратовым

4) основатель и духовный глава нестяжателей

  1. Заповедные лета, введенные согласно Указу от 1581 г.

1) разрешенное законом время выхода крестьян от землевладельцев

2) срок розыска и возвращения беглых крестьян владельцам

3) запрет на выход крестьян от помещиков и вотчинников в Юрьев день

4) годы, которые крестьянину необходимо отработать на барщине за надельную землю

  1. Первым в России патриархом стал в 1589 г. при со­действии Б.Ф. Годунова

1) Макарий   2) Афанасий   3) Иов     4) Иона

  1. Правительство при царе Федоре Иоанновиче возглавил

1) А.Курбский     2) М. Воротынский

3) Д. Холмский   4) Б. Годунов

  1. Прочитайте фрагмент исторического источника: «Царь и великий князь Федор Иоаннович веса Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дво­рян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярс­ких, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин... выбежали до нынешнего году за пять лет... тех бег­лых крестьян... сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми со всеми их животы возити их назад, где кто жил...». О каком но­вовведении в нем идет речь?

1) едином по всей России сроке выхода крестьян

2) «заповедных летах»

3) «урочных летах»

4) бессрочном сыске беглых крестьян

Приложение 5

  1. Основной вид деятельности у восточных славян:

А) земледелие

Б) кочевое скотоводство

В) огородничество

Г) гончарное ремесло

 

  1. В славянский пантеон языческих богов входили:

А) Один и Тор

Б) Сварог и Перун

В) Юпитер и Нептун

Г) Бальдур и Локи

 

  1. После смерти Вещего Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика:

А) Аскольду

Б) Диру

В) Игорю

Г) Рогволду

 

  1. Истоком формирования государства у восточных славян, основанном на летописной традиции, историки традиционно считают –

А) объединение князем Олегом Новгородской и Киевской Руси

Б) поход Аскольда и Дира на Византию

В) освоение Кием полянского союза племен

Г) призвание варягов на княжение в Новгород

 

  1. В 945 году во время восстания древлян был убит князь:

А) Рюрик

Б) Олег

В) Игорь

Г) Святолслав

 

  1. Термины «уроки» и «погосты» связаны с правлением:

А) Рюрика

Б) Игоря

В) Олега

Г) Ольги

 

  1. В VI веке существовало несколько центров христианской веры. Русь приняла крещение из:

А) Рима

Б) Эвании

В) Антиохии

Г) Византии

 

  1. Первый свод письменных законов в Древней Руси получил название:

А) Русская Правда

Б) Урок Ярославичам

В) Судебник

Г) Соборное уложение

 

  1. Создатели славянской письменности, «славянские апостолы», как их именовали – это

А) Кирилл и  Мефодий

Б) Петр и Павел

В) Флор и Лавр

Г) Борис и Глеб

 

  1. Укажите форму правления, устанавливавшуюся в Новгороде в XII в.

А) деспотическое княжеское правление

Б) парламентская монархия

В) боярская аристократическая республика

Г) демократическая республика

 

  1. Негативным последствием раздробления Руси является:

А) рост городов – местных центров

Б) ослабление обороноспособности

В) перемещение торговых путей

Г) рост боярских вотчин

 

  1. В ходе Ледового побоища 1242 г.

А) потерпели поражение крестоносцы

Б) дан отпор ордам хана Батыя

В) нанесено поражение отряду ярла Биргера

Г) остановлена агрессия литовцев против новгородцев

 

  1. Главное занятие монголов:

А) пашенное земледелие

Б) морская торговля

В) кочевое скотоводство

Г) ремесло

 

  1. Грамота, разрешавшая князьям править и собирать налоги в своей земле, дававшаяся ордынскими ханами:

А) иго

Б) выход

В) ярлык

Г) басма

  1. Укажите основные причины принятия Русью христианства (не менее трех)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные последствия политической раздробленности (не менее трех)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите важнейшие последствия монгольского нашествия на Русь (не менее трех).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные реформы Избранной рады (не менее трех)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Учебно-методические средства обучения

  1. I. Основная и дополнительная литература
  2. Агафонов С.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочное планирование. 6 класс – М.: Экзамен, 2004. – 125с.
  3. Арасланова О.В. История Средних веков. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей – М.: ВАКО, 2007. – 512с.
  4. Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 287с.
  5. Ведюшкин В.А. История Средних веков. 6 класс. Поурочные рекомендации. Пособие для учителя – М.: Просвещение, – 187с.
  6. Годер Г.И. История Средних веков. Поурочные разработки 6 класс. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009. – 239с.
  7. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века... 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008. – 256с.
  8. Давыдов О.В. История Средних веков. Поурочное планирование. 6 класс – М.: Экзамен, 2006. – 156с.
  9. Колесниченко Н.Ю. История Средних веков. Поурочные планы. 6 класс – Волгоград: Учитель, 2010. – 203с.
  10. Серов Б.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс – М.: ВАКО, 2006.  – 187с.
  11. Симонова Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителя – М.: Экзамен, 2006. – 224с.
  12. Сумрина О.И. Открытые уроки по истории России. 6-9 классы – М.: ВАКО, 2011. – 156с.

 

  1. II. Дидактический материал
  2. Горбачев Н.А. Тесты по истории для 6 класса средней школы – М.: Юнвес, 1997. – 352с.
  3. Данилевский И. Русь Древняя и Средневековая. 6 класс – М.: Открытый мир, 1996. – 112с.
  4. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков – М.: Просвещение, 1992. – 70с
  5. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы — М.: ВАКО, 2009. – 176с.
  6. Зуев М.Н. История России в схемах и таблицах. 6-11 классы – М.: Экзамен, 2011. – 78с.
  7. Кишенкова О.В. Тесты по истории России с древнейших времен до конца XVI века – М.: Экзамен, 2006. – 190с.
  8. Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории России. 6 класс – М.: Интеллект – Центр, 2008. – 144с.
  9. Короткова М.В. Дидактические материалы по истории Средних веков – М.: Экзамен, 2004. – 238с.
  10. Кучерук И.В. Технология игрового обучения в школе на материале истории Отечества – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 157с.
  11. Максимов Ю.И. Тесты по истории Средних веков. 6 класс – М.: Экзамен, 2010. – 195с.
  12. Симонова Е.В. Тесты по истории России. 6 класс – М.: Экзамен, 2010. – 93с.
  13. Тырин С.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс – М.: Дрофа, 2006. – 62с.
  14. Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века – М.: Экзамен, 2007. – 126с

 

III. Наглядный материал

  1. Атлас по истории Средних веков. 6 класс – М.: Дрофа, 2009. – 48с.
  2. Атлас по истории России. 6 класс – М.: Дрофа, 2009. – 48с.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№. Тема урока Датаплан Датафакт Основные понятия Умения и навыки
1 Вводный урок Источники -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы
2 Великое переселение народов и образование германских королевств Великое переселение народов, арианство, церковь -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
3 Христианская церковь в раннее Средневековье Богословы, иерархия, догмат, символ веры, ересь -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
4 Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад Майордом, усобица, бенефиций, феод -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
5 Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX – XI веках Норманны, викинги, руны, феодалы, домен -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
6 Византийское тысячелетие Василевс -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
7 Культура Византии Алтарь, неф, апсида, фрески, иконы -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
8 Образование славянских государств Миссионеры, глаголица, кириллица -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
9 Рождение новой религии Бедуины, монотеизм, хиджра, мечеть, Коран, минарет -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы
10 Мир ислама Халиф, эмир, михраб -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
11 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
12 Сеньоры и вассалы Сословия, вассал, феодализм, турнир -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
13 Средневековая деревня Повинности, трехполье, община -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
14 Средневековый город Мэр, бюргеры, буржуа, подмастерья -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
15 Католическая церковь: путь к вершине Таинства, индульгенция, кардиналы, альбигойцы -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
16  Крестовые походы Крестоносцы -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
17 Франция: долгий путь к единству Генеральные штаты -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
18 Англия: От Норманнского завоевания до парламента Парламент, Великая хартия вольностей -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
19 Несбывшиеся мечты германских императоров «Золотая булла» -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
20 Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья Университет, схоластика -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
21 Время соборов Романтизм, портал, готика -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
22 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
23 Столетия бедствий «Черная смерть», жакерия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
24 Самая долгая война в истории Дофин -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
25 Трудный путь к торжеству королевской власти Централизация, Реконкуиста, аутодафе -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
26 Культура Западной Европы в XIV-XV веках: новые горизонты Портрет, Возрождение, гуманизм -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
27 Польша и Чехия: время расцвета Гуситы -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
28 Полумесяц против креста Султан, уния -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
29 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
30 Индия, Китай, Япония Варны, касты, индуизм, пагоды -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
31 В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура Хан, -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
32 Народы и государства Африки и Америки Берберы, пигмеи, -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой
33 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия
34 Контрольно обобщающий урок Все основные понятия
План Факт
1 Вводный урок Исторический источник -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
2 Восточные славяне Быт, вервь, вече, язычество -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
3 Соседи восточных славян Дань, колонизация речевые умения- умение работать с текстом учебника

— картографические
4 Формирование Древнерусского государства Полюдье -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом

— картографические
5 Первые киевские князья Погосты, уроки -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом

— картографические
6 Владимир Святославич. Принятие христианства Епископ, ересь, митрополит -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом

— картографические
7 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Боярин, вотчина, наместник -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
8 Культура Древней Руси Культура, духовная и материальная культура, былины, житие, слово, скань, зернь, эмаль, кольчуга -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)

— картографические
9 Быт и нравы Древней Руси Изба, хоромы, ларь, лыко, лучина, понева, епанча, гусляры, скоморохи -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
10 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
11 Начало раздробления Древнерусского государства Рать, удел, экономика, эксплуатация -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом

— картографические
12 Главные политические центры Руси Республика, мужи, мятеж, посадник, тысяцкий, владыка -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
13 Нашествие с Востока Рать, удел, экономика, эксплуатация -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом

— картографические
14 Борьба Руси с западными завоевателями Республика, мужи, мятеж, посадник, тысяцкий, владыка -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
15  Русь и Золотая Орда Стан, фураж -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
16 Русь и Литва -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
17 Культура русских земель в XII-XIII веках Канон, аскетизм -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом

— картографические
18 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
19 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества Вотчина -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
20 Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва Маневр -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
21 Московское княжество и его соседи в концеXIV – середине  XV века Диалект, уния -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
22 Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
23 Московское государство в конце XV – начале XVI века Боярская дума, кормление, местничество, пожилое -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
24 Церковь и государство в конце XV – начале XVI века Благотворительно-сть, дьякон, старец -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
25 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом

— картографические
26 Избранной Рады Дворяне, Земский собор, приказы -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
27 Внешняя политика Ивана IV Острог -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
28 Опричнина Крепостное право, опричнина, опала, посад -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом

— картографические
29 Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках Публицистика, регалии, эпос -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
30 Архитектура и живопись в XIV – XVI веках Шатровый стиль, юродивый -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом

— картографические
31 Быт в XV – XVI веков Кафтан, полати, харчевня -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
32 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
33 Контрольно обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля