Рабочая программа по истории для 7 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 7 класса
Составитель: учитель истории и обществознания Галактионова Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по истории для 7 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и программы курса по история для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений авторов Данилова А.А. Косулиной Л.Г.(2009 года) и Ревякина А.В. (2011 года)
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные и практические работы – 11 часов.
Изучение истории в 7 классе делится на два периода: История Нового времени 1500—1800 и история России Конец XVI – XVIII век.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторским программам учебного курса.
Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторических событий.
Особенностью курса истории России является обращение к проблематике истории была, православной церкви, российской ментальности, национальной политике. Также Рабочая программа представляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009. – 240с.), и методическое пособие для учителя (Данилов А.А. Косулина Л.Г. Программа курса истории России для 6-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008. – 55с.) А также учебник (Ревякин А.В. Всеобщая история. История Нового времени 1500—1800. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 255с.)
Цели программы обучения:
Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях данного периода времени.
Усвоение знаний об основных чертах индустриального и традиционного обществ и изменениях произошедших в мире за триста лет – с конца XV до начала XVIII.
Задачи программы обучения:
— освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии Руси-России с древнейших времен до конца XVI века;
— овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями;
— овладение картографическими умениями;
— применение исторических знаний на практике (работа с историческими документами).
— освоение знаний об экономическом, социальном, политическом и культурном развитии основных регионов Европы и мира конца XV - начала XVIII века;
— овладение умением устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями;
— применение исторических знаний на практике (работа с историческими документами);
— приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре.
Описание требований к уровню подготовки учащегося
Общие учебные умения
- Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- Умения анализировать материал, определять предпосылки различных явлений;
- Умение полемизровать и отстаивать свои взгляды;
- Умение работать с картой (локализовать место в пространстве);
- Умение работать с иллюстрацией;
- Умение составлять и работать с таблицами, схемами;
- Умения работать с тестовыми заданиями.
Специальные предметные умения
- Умения сравнивать исторические явления в различных странах, регионах, выделяя сходство и различия;
- Умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям и личностям;
- Умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- Умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
- Анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
- Уметь выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- Осуществлять самоконтроль и самооценку.
Учебно — тематический план
№ раздела/ темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе, час | |
Теория | Конт-роль | |||
НОВАЯ ИСТОРИЯ | ||||
1. | Вводный урок | 1 | 1 | |
2. | Глава 1. Встреча миров | 2 | ||
2.1. | Начало Великих географических открытий | 1 | ||
2.2. | Европейская колонизация и подъем мировой торговли | 1 | ||
3. | Глава 2. Высокое Возрождение | 4 | ||
3.1. | Исторические предпосылки Возрождения | 1 | ||
3.2. | Гуманизм | 1 | ||
3.3. | Искусство Высокого Возрождения | 1 | ||
3.4. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
4. | Глава 3. Реформация и Контрреформация | 2 | ||
4.1 | Предпосылки и начало Реформации | 1 | ||
4.2. | Контрреформация и религиозные войны вт. Пол. XVI в. | 1 | ||
5. | Глава 4. Европейский абсолютизм | 3 | ||
5.1. | Возникновение абсолютизма. Бурбоны | 1 | ||
5.2. | Габсбурги и Гогенцоллерны | 1 | ||
5.3. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
6. | Глава 5. Короли и парламент в Англии | 2 | ||
6.1. | Английская революция середины XVII в. | 1 | ||
6.2. | Ограниченная монархия в Англии | 1 | ||
7. | Глава 6.Международные отношения в XVII – XVIII в. | 3 | ||
7.1. | Тридцатилетняя война и Вестфальский мир | 1 | ||
7.2. | Династические войны сер. XVII – сер.XVIIIв. | 1 | ||
7.3. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
8. | Глава 7. Век науки и Просвещения | 4 | ||
8.1. | Культура классицизма и барокко | 1 | ||
8.2. | Просвещение | 1 | ||
8.3. | Просвещённый абсолютизм | 1 | ||
8.4. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
9. | Глава 8. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII – XVIII вв. | 2 | ||
9.1. | Общество и экономика «старого порядка» | 1 | ||
9.2. | Предпосылки и начало промышленной революции | 1 | ||
10. | Глава 9. Революции конца XVIII в. | 5 | ||
10.1. | Война за независимость британских колоний в Северной Америке | 1 | ||
10.2. | Начало революции во Франции | 1 | ||
10.3. | Крушение монархии и установление Якобинской диктатуры | 1 | ||
10.4. | Термидорианский режим и Директория | 1 | ||
10.5. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
11. | Глава 10. Государства Востока | 5 | ||
11.1. | Ближний и Средний Восток | 1 | ||
11.2. | Страны Южной и Восточной Азии | 1 | ||
11.3. | Основные итоги истории XVI – XVIII вв. | 1 | ||
11.4. | Контрольно-обобщающий урок | 1 | ||
ИТОГО: | 32 | 26 | 6 | |
Резерв: | 2 | |||
ИСТОРИЯ РОССИИ | ||||
1. | Вводный урок | 1 | 1 | |
2. | Россия на рубеже XVI – XVII веков | 4 | ||
2.1. | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | 1 | ||
2.2. | Смута | 1 | ||
2.3. | Окончание Смутного времени | 1 | ||
2.4. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
3. | Россия в XVII веке | 9 | ||
3.1. | Новые явления в экономике | 1 | ||
3.2. | Основные сословия российского общества | 1 | ||
3.3. | Политическое развитие страны | 1 | ||
3.4. | Власть и церковь. Церковный раскол | 1 | ||
3.5. | Народные движения | 1 | ||
3.6. | Внешняя политика | 1 | ||
3.7. | Образование и культура в XVII веке | 1 | ||
3.8. | Сословный быт. Обычаи и нравы | 1 | ||
3.11. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
4. | Россия при Петре I | 8 | ||
4.1. | Предпосылки петровских преобразований | 1 | ||
4.2. | Петр I. Россия на рубеже веков | 1 | ||
4.3. | Северная война | 1 | ||
4.4. | Реформы Петра I | 1 | ||
4.5. | Экономика России в первой четверти XVIII века | 1 | ||
4.6. | Народные движения первой четверти XVIII века | 1 | ||
4.7. | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века | 1 | ||
4.8. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
5. | Россия в 1725—1762 годах | 4 | ||
5.1. | Дворцовые перевороты | 1 | ||
5.2. | Внутренняя политика в1725—1762 годах | 1 | ||
5.3. | Внешняя политика России в 1725—1762 годах | 1 | ||
5.4. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
6. | Россия в 1762—1801 годах | 8 | ||
6.1. | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | ||
6.2. | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | 1 | ||
6.3. | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века | 1 | ||
6.4. | Внешняя политика Екатерины II | 1 | ||
6.5. | Россия при Павле I | 1 | ||
6.6. | Наука и образование. Художественная культура. Быт и обычаи | 1 | ||
6.7. | Повторно-обобщающий урок | 1 | ||
6.8. | Контрольно обобщающий урок | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 28 | 6 |
Содержание учебного курса по истории Нового времени 1500—1800 гг.
Введение
Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хронологические границы и этапы Нового времени. Человек Нового времени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ЧАСТЬ 1. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Тема 1. Эпоха Великих географических открытий
Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Географические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.
Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового материка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.
Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.
Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.
Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания мирового рынка. Заморское золото и европейская революция цен.
Тема 2. Европа: от Средневековья к Новому времени
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Божий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капиталистическое предприятие. Рождение капитализма.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
Тема 3. Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.
Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Сан-ти (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения*.
Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Важнейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого организма Фрэнсис Бэкон и Репе Декарт — основоположники философии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.
Тема 4. Реформация и контрреформация в Европе
Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь народной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение.
Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.
Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.
Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — «король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.
Тема 5. Ранние буржуазные революции.
Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испанией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободительной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе.
Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стюарт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление республики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии — создание условий для развития индустриального общества.
Международные отношения. Причины международных конфликтов в XVI—XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация европейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Последствия войны для европейского населения.
Война за испанское наследство — война за династические интересы и за владение колониями.
Семилетняя война, ее участники и значение.
Последствия европейских войн для дальнейшего развития международных отношений.
ЧАСТЬ II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема 1. Западноевропейская культура XVIII в.
Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общества. Его борьба с католической церковью. Ш. -Л. Монтескье о разделении властей. Идеи Ж. -Ж. Руссо. Критика энциклопедистами феодальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден.
Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославление Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.
Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для формирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.
Тема 2. Промышленный переворот в Англии
Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталистического предпринимательства. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фабричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема 3. Североамериканские колонии
в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки
Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.
Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Образование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.
Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Позиция России.
Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.
Тема 4. Великая французская революция XVIII в.
Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. Людовик XVI, попытка проведения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядом третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охватывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.
Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: черты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.
Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.
ЧАСТЬ III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
Тема 1. Колониальный период в Латинской Америке
Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.
Тема 2. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Основные черты традиционного общества: государство — верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.
Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сегунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Содержание учебного курса по истории России.
Россия в Смутное время
Внешняя и внутрення политика России в правление Федора Ивановича и Бориса Годунова. Предпосылки Смуты. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского. Гражданская война. Интервенция. «Семибоярщина». Народные ополчения. Земский собор 1613 г. (3 часа).
Россия в XVII в.
Социально-экономическое развитие России в XVII в. Социально-экономические последствия Смуты. Восстановление сельскохозяйственного и ремесленного производства. Закрепощение крестьян. Хозяйственная специализация районов России. Рост городов. Роль государства в развитии ремесла и торговли . Сословный строй российского общества в XVII в. Феодалы. Духовенство. Посадские. Крестьяне. Политическое развитие России в XVII в. От сословно-предствительной монархии к абсолютной (самодеражвной) монархии. Власть и церковь в России в ХУП в. Церковь в годы Смуты. Реформа патриарха Никона. Раскол. Народные движения в XVII в. Городские восстания. Крестьянское восстание Степана Разина. Движение старообрядцев. Внешняя политика России в ХУП в. Войны с Польшей, Швецией, Крымом, Турцией. Присоединение Левобережной Украины. Освоение Сибири. Российская культура в ХУП в. Образование. Наука. Литература. Искусство. Русский сословный быт ХУП в. Россия в ХУП в.
Россия в эпоху реформ Петра I.
Предпосылки петровских реформ. Влияние Западной Европы на Россию в ХУП в. Российские реформаторы ХУП в. Роль царя в реформировании России Начало правления Петра I. Семья. Детство. Общение с иностранцами. Северная война. Причины. Важнейшие события. Итоги и значение. Реформы Петра I. Причины и характеристика важнейших реформ. Сопротивление реформам. Экономическое развитие России при Петре I. Меркантилизм. Камерализм. Протекционизм. Народные движения при Петре I. Городские восстания. Крестьянская война Кондратия Булавина. Движение старообрядцев. Национально-освободительное движение башкир. Движение работных людей. Культура России при Петре I. «Вестернизация».
Россия при Петре I.
Россия в эпоху дворцовых переворотов
Наследники Петра I. Причины и характеристика дворцовых переворотов. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Рост привилегий дворянства. Войны с Польшей, Турцией, Швецией, Пруссией.
Россия в эпоху Екатерины II
Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Крестьянская воина под предводительством Емельяна Пугачева. Причины. Цели восставших. Личность Пугачева. Основные события войны. Результаты и значение. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Развитие рыночных отношений. Экономическая наука. Внешняя политика Екатерины II. Войны с Турцией, Швецией. Разделы Польши. Освоение Аляски. Борьба с влиянием Великой французской революции. Россия при Екатерине II Российская культура в XVIII в. Наука и образование. Художественная культура. Быт и обычаи.
Письменный контролирующий материал
История Нового времени
Практическая работа №1
(по главе 1-2) см. Приложение 1
Практическая работа №2
(по главе 3-4) см. Приложение 2
Практическая работа №3
(по главе 5-6) см. Приложение 3
Практическая работа №4
(по главе7-8) см. Приложение 4
Практическая работа №5
(по главе7-8) см. Приложение 5
Практическая работа №6
(по главе 9) см. Приложение 6
Итоговая контрольная работа см. Приложение 7
Письменный контролирующий материал
История России
Самостоятельная работа №1
(по главе «Россия на рубеже XVI – XVII веков») см. Приложение 1.1
Самостоятельная работа №2
(по главе «Россия в XVII веке») см. Приложение 2.2
Самостоятельная работа №3
(по главе «Россия при Петре I») см. Приложение 3.3
Самостоятельная работа №4
(по главе «Россия в 1725—1762 годах») см. Приложение 4.4
Самостоятельная работа №4
(по главе «Россия в 1762—1801 годах») см. Приложение 5.5
Итоговая контрольная работа см. Приложение 6.6
Приложение 1
- Что подтолкнуло европейцев к поиску морских путей в Азию?
- Подумайте, почему именно в конце XV — начале XVI в. стали возможны Великие географические открытия.
- Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства?
- Как вы считаете, почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, — Возрождением?
- Какие значения имеет понятие «гуманизм»?
- Творчество каких художников относят к периоду Высокого Возрождения? Почему?
Приложение 2
Задание. Как вы думаете, какой форме правления соответствует приведенный ниже текст?
В 1603 г. королем Англии стал Яков I Стюарт. Свои взгляды на сущность королевской власти он изложил еще в 1599 г. в книге «Истинный закон свободных монархий», в которой утверждал, что королевская власть установлена не людьми, а Богом, что король — наместник Бога на земле и поэтому подданные должны трепетать перед королем и относиться к нему с благоговением и любовью. Яков I утверждал, что короли не связаны никакими земными законами, а насилие над королем равносильно насилию моем лице Бог ниспослал вам благословение. Я муж, а весь остров — моя законная жена. Я глава, а остров — мое тело; я пастырь, а остров — мое стадо... Рассуждать о том, что Бог может и чего не может, есть богохульство. Рассуждать о том, что государь может и чего не может, есть бунт. Я не позволю рассуждать о моей власти... Монархический порядок есть высочайший на земле порядок. Монархи — Божьи наместники».
В 1776 г. французский король Людовик XV сказал, выступая перед членами парижского суда: «Только в одной моей особе пребывает королевская власть. Весь общественный порядок во всем его объеме исходит от меня, интересы и права нации — все здесь, в моей руке.
Смысл политической организации власти в ХУ1-ХУ11 вв. также выражала фраза, сказанная Людовиком XIV: «Тот, кто дал королей людям, желает, чтобы нас почитали, как его наместников... Воля Его в том, чтобы тот, кто родился подданным, был в беспрекословном подчинении».
Выберите правильный ответ (обведите нужную букву): а) республика; б) ограниченная монархия; в) абсолютизм. Свою точку зрения докажите.
Приложение 3
- Когда началась Великая Английская революция? (В 1640 г.)
- К какой династии принадлежал король Испании Филипп II? (Габсбургам.) 3. Какую должность принял Вильгельм Оранский?
- Назовите имя генералиссимуса времен Тридцатилетней войны.
- Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? (Эльзас и Лотарингия.)
- К какой династии принадлежал король Англии Карл I.
- Когда был разогнан Долгий парламент? (В 1653 г.).
- 8. Какое название получил отряд Кромвеля? (Железнобокие.)
- Как назывались участники партизанского движения в эпоху Нидерландской революции? (Гезы.)
- Кто возглавлял движение левеллеров? (Джон Лильберн.)
- Когда была подписана Утрехтская уния? (В 1679г...)
- Когда закончилась Семилетняя война? (В 1763 г.).
- Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? (Бурбоны.)
- Какая религия стала государственной в Голландии?
- Кто возглавлял движение диггеров? (Уинстенли.)
- Кто подписал Утрехтскую унию? (Северные земли Нидерландов)
- Какому государству удалось захватить Берлин в ходе Семилетней войны? (России.)
- Кто был по конфессиональной принадлежности Кромвель? (танином.)
- Какие лютеранские королевства активно участвовали в Тридцатилетней войне? (Дания и Швеция.)
- Когда был подписан Вестфальский мир? (В 1648г.).
- Когда был подписан Билль о правах? (В 1689 г.).
- Как звали последнего монарха из династии Стюартов? (Анна I.)
- Как звали первого короля из династии Ганноверов? (Георг I.)
- Кто учредил Совет по делам о мятежах? (Герцог Альба.)
Приложение 4
- Установив в 1653 г. протекторат, Кромвель сказал: «Я вынужден был взять на себя обязанности полицейского». Как вы понимаете это высказывание?
- Обсудите с товарищами, почему Людовик XIV сказал о цареубийце Кромвеле: «Это самый сильный человек в Европе».
- Объясните слова Джонатана Свифта, автора известных «Путешествий Гулливера»: «Влияние, которое в старину обычно сопутствовало владению землей, ныне перешло к деньгам
- Прочитайте текст и подумайте, какими причинамими объясняет английский историк Маколей насилия, сопровождающие революции. «Мы оплакиваем насилия, сопровождающие революции. Но неистовство этих насилий всегда будет пропорционально свирепости и невежеству народа, а свирепость и невежество народа будут пропорциональны притеснению и унижению, под гнетом которых привык он проводить свою жизнь. Так было и в нашей междоусобной войне. Владыки церкви и государства пожали только то, что посеяли... Если наши правители пострадали от народного невежества, то это потому, что сами они отняли у народа ключ знания. Если народ нападал на них со слепой яростью, то это потому, что они требовали от него столь же слепой покорности...» Согласны ли вы с его суждением?
- Чьи теории нашли свое практическое отражение в установлении парламентской монархии в Англии?
- Назовите главные противоречия, существовавшие в отношениях между европейскими странами в XVII—XVIII вв.
- Как вы думаете, почему историки считают, что Вестфальский мир установил в Европе новую систему международных отношений?
Приложение 5
- Подумайте, почему XVIII в. называют эпохой Просвещения.
- Обсудите с одноклассниками, какие идеи просветителей выдержали проверку временем, а какие — нет. Свою точку зрения докажите.
- Подумайте, какие изменения произошли в развитии экономической жизни Англии во второй половине XVIII в. и какие это имело последствия для различных слоев населения и для страны в целом.
- Укажите, какие положения Декларации независимости и Конституции США написаны под влиянием идей Просвещения.
Приложение 6
- Сравните причины английских революций, революции в английских колониях в Америке и Великой французской революции. Выделите общие черты и различия.
- Графу Мирабо принадлежат слова: «Эта великая революция обойдется без злодеяний и слез». Как вы думаете, какие причины вселили в графа уверенность в возможность быстрого и бескровного разрешения ь всех противоречий? Оправдались ли его надежды? Свою точку зрения обоснуйте.
- В чем вы видите источники и причины террора во время Великой французской революции? Какое воздействие оказывала политика террора на французское общество? Ф. Энгельс писал в 1870 г.: «Террор — это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые для собственного успокоения людьми, которые сами напуганы». Прокомментируйте это суждение. 9*. Французский историк Франсуа Фюре писал: «Старая Франция была королевством подданных, новая стала нацией граждан». Напишите эссе на эту тему и проведите его презентацию.
Приложение 7
- Как вы думаете, почему историю европейского общества с XVI в. стали называть Новым временем?
- Какие события являются началом Нового времени?
- Почему XVI – XVIII вв. ученые считают ранним Новым временем?
- Каково основное содержание истории раннего Нового времени?
- Заполните таблицу «Основные итоги развития общества в период раннего Нового времени».
Век | XVI | XVII | XVIII |
Политическая жизнь | |||
Международные отношения | |||
Экономическая жизнь | |||
Взгляды на мир | |||
Развитие науки и техники | |||
Художественная культура |
Приложение 1.1
1.Раскройте смысл понятий, дайте определения и характеристику личностям).
а) Заповедные лета, Иов, прелестные грамоты, И. Болотников, тушинские перелеты, М. Скопин – Шуйский.
б) Урочные лета, Б. Годунов, авантюрист, В. Шуйский, тушинский вор, Владислав.
- Каковы были причины ввергшие государство в смутное состояние?
- На Красной площади находится памятник Минину и Пожарскому. Как вы думаете, почему? Определите их роль в судьбе нашего государства.
4.Какое событие можно считать окончанием Смуты? Почему?
- Как вы думаете, почему Смутное время было названо «смутным»?
- Чем можно объяснить поразительную слабость власти Годунова?
- Почему был избран на царство Михаил Романов?
- В чем заключалась значимость Земского собора 1613 г.?
Приложение 2.2
- В чем причина городских восстаний в середине 17 в.?
- В чем заключалось значимость Соборного Уложения?
- В чем причина никоновских реформ?
- Какую позицию занял Алексей Михайлович по отношению к церковным реформам?
- Кто такие старообрядцы?
- Каковы были основные направления внешней политики Московского государства?
- Как развивались взаимоотношения Московского государства и Речи Посполитой?
8.Назовите этапы освоения Сибири?
Приложение 3.3
- Петр побывал в составе Великого посольства за границей, видел образ жизни наиболее развитых европейских государств. Как вы думаете, чем проявилось западное влияние в политике Петра по отношению к российской промышленности?
- Как вы думаете, почему некоторые церковнослужители называли Петра антихристом, а в народе бытовало мнение, что Петр был подменен в европейской поездке?
- Можно ли считать, что с Петровского времени российская культура развивается под влиянием западной культуры?
- Северная война — стимул или препятствие реформ Петра I?
5*. Можно ли считать, что Петр I коренным образом изменил сущность государства и сделал Россию западной страной?
Приложение 4.4
- Отметьте годы правления императрицы Елизаветы
а) 1727—1730 г. б) 1730—1740 г. в) 1741—1761 г.
- Отметьте годы правления Петра III
а) 1725—1727 г. б) 1740—1741 г. в) 1761—1762 г.
- Дворяне в 1730 г. требовали
а) ограничения власти самодержца
б) ограничения власти Верховного тайного совета
в) введения представительного органа власти 4. Фаворитом Анны Иоанновны был
а) Бестужев-Рюмин
б)Брюс
в)Бирон
- Отметьте, о ком идет речь: по своему происхождению она не должна была править Россией, однако стала женой императора, затем при помощи гвардии и. сторонников Головкина, Толстого, Ягужинского сама взошла на престол и правила Россией около двух лет.
а) Марта Скавронская
б) Софья Ангальт-Цербстская
в) Анна, герцогиня Курляндская
6, Главная движущая сила дворцовых переворотов
а) гвардия
б) духовенство
в) крестьянство
- Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне
а) установить патриаршество
б) установить регентство
в) подписать кондиции
- Фаворитом при Екатерине I был
а) Меншиков
б) Бирон
в) Разумовский
- Лицо, руководящее государством в случае малолетства и.ли болезни монарха
а) верховник
б) регент
в) рекрут
- Государственное устройство, при которой власть государя не ограничена
а) республика
б) абсолютная монархия
в) сословно-представительная монархия
- В 1747г.
а) помещики получили право продавать крестьян в рекруты
б) ссылать крестьян на каторгу
в) увеличивать помещичью запашку
- Указ об отмене внутренних таможенных пошлин и мелких сборов был
принят
а) в 1730 г.
б) в 1754 г.
в) в 1762 г.
- Манифест о вольности дворянства был издан
а) Петром II
б) Елизаветой Петровной
в) Петром III
- Прикрепление наемных рабочих к мануфактурам произошло в соответствии с царским указом
а) в 1736 г.
б) в 1754 г.
в) в 1760 г.
- Верховный тайный совет был создан в правление
а) Екатерины I
б) Елизаветы Петровны
в) Петра III
- Управление Малороссией с 1734 г. осуществлялось
а) Малороссийской коллегией
б) выборным гетманом
в) Сенатом
- Подушную подать с крестьян собирали
а) прибыльщики
б) помещики
в) баскаки
- Кабинет министров был учрежден в правление
а) Екатерины I
б) Петра II
в) Анны Иоанновны
- Работы на помещичьей земле называются
а) рекрутчиной
б) барщиной
в) подрядом
- Дворянский банк был учрежден в России в царствование
а) Екатерины I
б) Анны Иоанновны
в) Елизаветы Петровны
- Борьба за «польское наследство» стала причиной войны
а) 1733—1735 гг.
б) 1735—1739 гг.
в) 1741—1743 гг.
- Семилетнюю войну Россия вела против
а)Турции
б) Швеции
в) Пруссии
- Россия включила в свой состав часть финских земель в результате подписания договора
а) Абоского
б) Белградского
в) Петербургского
- Казахские земли Младшего жуза вошли.в состав России
а) в 1731 г.
б) в 1743 г.
в) в 1756 г.
Приложение 5.5
- Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?
- Какие политические силы были основными при организации переворотов и почему?
- Какое направление внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов было главным и почему?
- Почему дочери Петра Великого не имели преимущественных прав на престол в сравнении с другими наследниками?
- Дайте оценку проекта «кондиций», подготовленного «верховниками».
- Чем определялись основные направления внешней политики России в период 1725—1762 годов?
- Дайте общую оценку участия России в Семилетней войне.
Приложение 6.6
Письменная самостоятельная работа по вариантам:
I в.
- Докажите, что на экономическое развитие Российского государства большое влияние оказывала постоянно расширяющаяся территория страны.
- Сравните причины выступлений под предводительством С. Разина и Е. Пугачева. Сделайте выводы.
- Дайте определения: Земский собор, сословие, меркантилизм, всероссийский рынок, «просвещенный абсолютизм».
II в
- Докажите, что на развитие государственного устройства Российской империи большое влияние оказывала постоянно расширяющаяся территория страны.
- Сравните последствия выступлений под предводительством С. Разина и Е. Пугачева. Сделайте выводы.
- Дайте определения: Земский собор, сословие, меркантилизм, всероссийский рынок, «просвещенный абсолютизм».
Календарно-тематическое планирование
№. | Тема урока | Датаплан | Датафакт | Основные понятия | Умения и навыки |
1 | Вводный урок | Традиционное, индустриальное общество | -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы | ||
2 | Начало Великих географических открытий | Мировая торговля | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника — картографические | ||
3 | Европейская колонизация и подъем мировой торговли | Колония, метрополия, Латифундия, капитал, революция цен, биржа | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
4 | Исторические предпосылки Возрождения | Ренессанс | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
5 | Гуманизм | Гуманизм, геоцентрическая система мира | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
6 | Искусство Высокого Возрождения | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом | |||
7 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
8 | Предпосылки и начало Реформации | Индульгенции, учение о спасении делом, Реформация | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
9 | Контрреформация и религиозные войны вт. Пол. XVI в. | Контрреформация, инквизиция, цензура печати, Варфоломеевская ночь, Нантский эдикт | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы | ||
10 | Возникновение абсолютизма. Бурбоны | Абсолютизм | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
11 | Габсбурги и Гогенцоллерны | «Камарилья», кортесы | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
12 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
13 | Английская революция середины XVII в. | Пуритане, пресвитериане, индепенденты, роялисты, революция, левеллеры | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника — картографические | ||
14 | Ограниченная монархия в Англии | Виги, тори, разделение властей, Конституция | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
15 | Тридцатилетняя война и Вестфальский мир | Суверенитет | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника — картографические | ||
16 | Династические войны сер. XVII – сер.XVIIIв. | Баланс сил | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
17 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
18 | Культура классицизма и барокко | Барокко | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом | ||
19 | Просвещение | Просвещение, право, народный суверенитет | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
20 | Просвещённый абсолютизм | Просвещённый абсолютизм | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
21 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
22 | Общество и экономика «старого порядка» | «Старый порядок», аренда, огораживание, мануфактура | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
23 | Предпосылки и начало промышленной революции | Промышленная революция, аграрная революция, завод | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
24 | Война за независимость британских колоний в Северной Америке | «Бостонское чаепитие», Декларация | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
25 | Начало революции во Франции | Декларация прав человека и гражданина, якобинцы, жирондисты | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
26 | Крушение монархии и установление Якобинской диктатуры | Диктатура, гильотина | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
27 | Термидорианский режим и Директория | Директория, 18 брюмера | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом | ||
28 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) | ||
29 | Ближний и Средний Восток | Деспотизм, янычары | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника — картографические | ||
30 | Страны Южной и Восточной Азии | Сёгун, самураи | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
31 | Основные итоги истории XVI – XVIII вв. | Все основные понятия | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом | ||
32 | Контрольно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой | ||
ИСТОРИЯ РОССИИ | План | Факт | |||
1 | Вводный урок | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | |||
2 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | Самозванство | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника — картографические | ||
3 | Смута | Гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение | речевые умения- умение работать с текстом учебника — картографические | ||
4 | Окончание Смутного времени | Ополчение, национальное самосознание | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом — картографические | ||
5 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом — картографические | ||
6 | Новые явления в экономике | Засечная черта, бобыли, мануфактура, буржуазия, ярмарка | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом — картографические | ||
7 | Основные сословия российского общества | Барщина, белые слободы, оброк, ясак | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
8 | Политическое развитие страны | Боярская дума, уложение, крепостное право, прелестные письма | -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) — картографические | ||
9 | Власть и церковь. Церковный раскол | Раскол, старообрядцы, книжная справа | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
10 | Народные движения | Крестьянское восстание | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
11 | Внешняя политика | Униаты, реестр, гетман, рада | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом — картографические | ||
12 | Образование и культура в XVII веке | Обмирщение культуры, изразцы, лепнина, терем | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
13 | Сословный быт. Обычаи и нравы | Обмирщение культуры, изразцы, лепнина, терем | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом — картографические | ||
14 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
15 | Предпосылки петровских преобразований | Гвардия, медаль, волонтер, вервь | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
16 | Петр I. Россия на рубеже веков | Гвардия, медаль, волонтер, вервь | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
17 | Северная война | Рекруты, фрегат, эскадра, десант, редут | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом — картографические | ||
18 | Реформы Петра I | Коллегия, генерал-прокурор, губерния, Синод, Сенат, абсолютизм | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
19 | Экономика России в первой четверти XVIII века | Протекционизм, меркантилизм | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
20 | Народные движения первой четверти XVIII века | Посессионные крестьяне, экспорт, импорт, подушная подать | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
21 | Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века | Ассамблея | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
22 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
23 | Дворцовые перевороты | Верховный Тайный совет, конституционная монархия | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
24 | Внутренняя политика в1725—1762 годах | Конституционная монархия | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
25 | Внешняя политика России в 1725—1762 годах | «Восточный барьер», гаубица | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом — картографические | ||
26 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом | ||
27 | Внутренняя политика Екатерины II | Миссионеры, секуляризация, банк | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом | ||
28 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева | Дума, губерния, уезд, Уложенная комиссия | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом — картографические | ||
29 | Экономическое развитие России во второй половине XVIII века | Дума, губерния, уезд, Уложенная комиссия | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
30 | Внешняя политика Екатерины II | Дума, губерния, уезд, Уложенная комиссия | -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом — картографические | ||
31 | Россия при Павле I | Эскадра | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом | ||
32 | Наука и образование. Художественная культура. Быт и обычаи | Воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
33 | Повторно-обобщающий урок | Все основные понятия | -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника | ||
34 | Контрольно обобщающий урок | Все основные понятия | -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом |
Учебно-методическое обеспечение
Литература для обучающихся:
№ | Учебники |
1. | Данилов А.А. Косудина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009. – 240с. |
2. | Ревякин А.В. Всеобщая история. История Нового времени 1500—1800. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011. – 255с |
3. | Атлас по истории России. 7 класс – М.: Дрофа, 2009. – 48с. |
4. | Атлас по Новой истории. 7 класс – М.: Дрофа, 2009. – 48с. |
Литература для учителя:
№ | Методические пособия |
1. | Агафонов С.В. История России. Конец XVI – XVIII век. Поурочное планирование. 7 класс – М.: Экзамен, 2006. – 158с. |
2. | Волкова К.В. Новая история 1500—1800. Поурочное планирование. 7 класс – М.: Экзамен, 2006. – 190с. |
3. | Давыдова О.В. Тесты по Новой истории. 7 класс – М.: Экзамен, 2007. – 126с. |
4. | Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы — М.: ВАКО, 2009. – 176с. |
5. | Зуев М.Н. История России в схемах и таблицах. 6-11 классы – М.: Экзамен, 2011. – 78с. |
6. | Кучерук И.В. Технология игрового обучения в школе на материале истории Отечества – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 157с. |
7. | Серов Б.Н. История России. Конец XVI – XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс – М.: ВАКО, 2006. – 208с. |
8. | Симонова Е.В. История России. Конец XVI – XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс. Пособие для учителя – М.: Экзамен, 2009. – 269с. |
9. | Соловьев К.А. Поурочные разработки по Новой истории 1500—1800 годы. 7 класс – М.: ВАКО, 2007. – 208с. |
10. | Юдовская А.Я. Книга для чтения по Новой истории, 1500—1800 годы – М.: Просвещение, 2003. – 224с. |