Рабочая программа по истории для 9 класса

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории для 9 класса

Составитель: учитель истории и обществознания Галактионова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по истории для 9 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и программы курса истории для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений авторов Данилова А.А. Косулиной  Л.Г.  (2009 года) и Н.В. Загладина (2009 года)

Программа рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные и практические работы – 9 часа.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по новейшей истории и авторской программой учебного курса.

Преподавание истории в 9 классе завершает  первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век–«Новейшая история».

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Данилов А.А. Косулина   Л.Г.  История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009. – 384с.), и методическое пособие для учителя (Данилов А.А. Косулина   Л.Г.  Программа курса история России  для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2008. – 30с.) А также учебник (Загладин Н.В.  Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2009. – 328с.),

Цель программы обучения:    

образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации, определению своих ценностных прио­ритетов и критическому восприятию общественно-политической и исторической информации на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, способного приме­нять исторические знания и умения при оценке различных явлений прошлого и настоящего, в учебной и общественной дея­тельности.

Задачи программы обучения:   

— формирование российской гражданской идентичности, социальной, этнонациональной и культурной са­моидентификации личности на основе осмысления опыта российской истории как части мировой истории, усвоения национальных ценностей современного российского общества;

— формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном мире;

— совершенствование умения искать, проверять, систематизировать, анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, представлять историческую информацию в наглядной форме; формирование умения оценивать данную информацию по различным критериям, определять  и аргументировать  свое  отношение к ней;

— воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству и историческому наследию народов России, гордости за героические деяния предков; восприятие традиций мирного взаимодействия и взаимопомощи, исторически сложившихся в  многонациональном Российском государстве;

— формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;

— обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

 Описание требований к уровню подготовки учащегося

 

  1. Общие учебные умения
  • Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • Умения анализировать материал, определять предпосылки различных явлений;
  • Умение полемизровать и отстаивать свои взгляды;
  • Умение работать с картой (локализовать место в пространстве);
  • Умение работать с иллюстрацией;
  • Умение составлять и работать с таблицами, схемами;
  • Умения работать с тестовыми заданиями.

 

  1. Специальные предметные умения
  • Умения сравнивать исторические явления в различных странах, регионах, выделяя сходство и различия;
  • Умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям и личностям;
  • Умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • Умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно — тематический план

 

№ раздела/ темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе, час
Теория Конт-роль
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
1. Вводный урок 1 1
2. Человечество после Первой мировой войны 3
2.1. Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система 1
2.2. Революционное движение в Европе После Первой мировой войны 1
2.3. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. 1
3. Ведущие страны запада: от процветания к кризису 5
3.1. Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта 1
3.2. Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. 1
3.3. Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции 1
3.4. Милитаризм и пацифизм на международной арене 1
3.5. Повторно-обобщающий урок 1
4. Человечество во Второй мировой войне 4
4.1. Начальный период мировой войны и «новый порядок» в Европе. Движение Сопротивления 1
4.2. Антигитлеровская коалиция 1
4.3. Трудный путь к победе 1
4.4. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. 1
5. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны». 4
5.1. Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков 1
5.2. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность 1
5.3. Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение 1
5.4. Повторно-обобщающий урок 1
6. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в. 6
6.1. Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США 1
6.2. Политические кризисы в индустриальных странах в 1950—1970-х гг. 1
6.3. Эволюция политической мысли во второй половине ХХ в. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже ХХ – ХХI вв. 1
6.4. Восточная Европа: долгий путь к демократии 1
6.5. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке в мировом сообществе 1
6.6. Повторно-обобщающий урок 1
7. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке 6
7.1. Япония и новые индустриальные страны 1
7.2. Китай на пути модернизации и реформирования 1
7.3. Индия во второй половине ХХ – начале ХХI в. 1
7.4. Исламский мир: единство и многообразие 1
7.5. Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития 1
7.6. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией 1
8. Наука и культура в ХХ – XXI вв. 2
8.1. Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль 1
8.2. Основные направления в искусстве и массовая культура 1
9. Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия 3
9.1. Глобальные проблемы современности 1
9.2. Проблемы устойчиво-безопасного развития 1
9.3. Контрольно обобщающий урок 1
ИТОГО: 34 30 4
ИСТОРИЯ РОССИИ
1. Вводный урок 1 1
2. Россия на рубеже XIX – XX вв. 8
2.1. Государство и российское общество в конце XIX – начала XX в. Экономическое развитие страны 1
2.2. Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг. 1
2.3. Внешняя политика. Русско-японская война 1904—1905 гг. 1
2.4. Первая российская революция. Реформы политической системы. 1
2.5. Экономические реформы 1
2.6. Политическая жизнь в 1907—1914 гг. 1
2.7. Духовная жизнь Серебряного века 1
2.8. Повторно-обобщающий урок 1
3. Великая российская революция. 1917—1921 гг. 4
3.1. Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г. 1
3.2. Октябрьская революция. Формирование советской государственности 1
3.3. Начало Гражданской войны.На фронтах Гражданской войны 1
3.4. Экономическая политика красных и белых.Экономический и политический кризис начала 20-х гг. 1
4. СССР на путях строительства нового общества 4
4.1.  Переход к нэпу. Образование СССР 1
4.2. Международное положение и внешняя политика, политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг. 1
4.3. Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства 1
4.4. Политическая система, духовная жизнь и внешняя политика СССР в 30-е гг. 1
5.  Великая отечественная война. 1941—1945 гг. 7
5.1. СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. 1
5.2. Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома 1
5.3. Советский тыл в Великой Отечественной войне. 1
5.4. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне 1
5.5. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. 1
5.6. СССР на завершающем этапе Второй мировой войны 1
5.7. Повторно-обобщающий урок 1
6. СССР в 1945—1953 гг. 2
6.1. Восстановление экономики. Политическое развитие 1
6.2. Идеология и культура. Внешняя политика. 1
7. СССР в 1953г. – середине 60-х гг. ХХ в. 5
7.1 Изменения политической системы. 1
7.2. Экономика СССР в 1953—1964 гг. 1
7.3. «Оттепель» духовной жизни. 1
7.4. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия 1
8. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. 3
8.1. Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма» 1
8.2. Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. 1
8.3. Политика разрядки: надежды и результаты 1
9. Перестройка в СССР (1985—1991) 2
9.1. Реформа политической системы. Экономические реформы. Политика гласности. 1
9.2. Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг. 1
10. Россия в конце ХХ – начале XXI в. 5
10.1. Российская экономика на пути к рынку. 1
10.2. Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг. 1
10.3. Духовная жизнь России. Строительство обновлений Федерации 1
10.4. Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия в начале XXI в. 1
10.5. Контрольно обобщающий урок 1
ИТОГО: 41 38 3

 

Содержание учебного курса Новейшей истории.

 

Введение. Новейшая история как историческая эпоха

Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особен­ности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия.  Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человече­ства в новом тысячелетии.

Тема I. Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

Первая мировая война

Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая ре­волюция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общест­во в начале XX в. Страны мира в новую индустриальную эпо­ху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в на­чале XX в. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.

Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравно­мерность  экономическою  развития  как  характерная черта  эпохи.

Основные направления демократизации социально-политичес­кой жизни в начале XX в. Политические партии и главные идео­логические направления партийной борьбы: консерватизм, либера­лизм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху

Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противобор­ствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооруже­ний. Рост националистических настро­ений в европейском обществе.

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой вой­ны.

Изме­нение состава участников двух противоборствующих коалиций: Чет­верной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разру­шений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Вер­сальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 —1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее про­тиворечия. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.

Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии

Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни  Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль со­циал-демократии в политической системе. Революции, распад империй и образование новых госу­дарств как политический результат Первой мировой войны.

Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская (1922 г.) международная конференция. Советско-германские переговоры к Рапалло (1922 г.), их экономические и политические по­следствия. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг.

Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Эко­номический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Евро­пе. План Дауэса и перемещение экономического центра капита­листического мира в США. Эпоха зрелого индустриального обще­ства.

Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его мас­штабы. Великая депрессия: социально-психологические последст­вия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторита­ризма в 20—30-е гг. XX в.

Особенности экономического кризиса в США. Кризис традици­онного либерализма. Ф. Рузвельт — политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные при­оритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития со­временного капиталистического государства как главный историче­ский итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.

Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в Вели­кобритании и Франции. Британская и французская модели борь­бы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1930—1939 гг.) во Франции...

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в стра­нах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920—1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма.

Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая не­стабильность и обострение социальных проблем в условиях миро­вого экономического кризиса. Нацистская партия на пути к влас­ти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима.  Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности гер­манского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.

Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском об­ществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия сре­ди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании. Предпосылки образова­ния военно-авторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности испан­ского фашизма.

Международное положение СССР в 1930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Япо­нии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны веду­щих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-полити­ческий блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные со­глашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в пер. пол. XX в.

Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Способы осу­ществления модернизации: реформы или революции. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две граждан­ские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война (1928—1937 гг.) в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг.

Индия — британская колония в первой половине XX в. Уме­ренное и радикальное общественно-политические течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Фак­торы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в стра­нах Латинской Америки. Кубинская революция 1933 — 1934 гг. и ее итоги. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция — реформы —диктатура — революция.

Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки

Причины и характер Второй мировой войны (1939—1945 гг.).

Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные воен­ные операции в 1939— июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 п.

Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Гено­цид. Движение Сопротивления и его герои.

Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фа­шизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав го­сударств-участников антигитлеровской коалиции, решения о координации военных дейст­вий и послевоенном устройстве мира.

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944—1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в ми­ре во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских госу­дарств. Сепаратный договор с Японией. Об­разование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945—1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.

 

 

 

Содержание учебного курса истории России.

 

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX в. (1900—1916 г.)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегиче­ское положение. Количественная и качественная (этническая) ха­рактеристика населения Российской империи. Особенности процес­са модернизации в России начала XX в.

Политическое развитие России в начале XX в. Характерис­тика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность Николая II, его политические воззрения. Либеральная (земская) программа политических преобразова­ний. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая II.

Экономическое развитие России в начале XX в. Особеннос­ти развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широко­го проникновения в страну, роль в развитии российской экономи­ки. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государ­ственно-монополистический капитализм. Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российскою общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое положение и по­литическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массово­го сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влия­ние общины, социальная психология. Количественная и качествен­ная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Ин­теллигенция.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приори­теты России в начале царствования Николая II. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война   1904—1905 гг.  Ход военных действий  на суше  н  на  мор» Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических пар­тий в России. Классификация политических партий. Российская социал-демократия. П съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности про­граммных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Азеф. Радикализация либерального движения Влияние русско-япон­ской войны на внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901 —1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях револю­ции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представи­тельного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопро­сов, социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков. Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносо­тенное движение. В. М. Пуришкевич. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного раз­вития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная ре­форма, ее экономический, социальный и политический смысл. Пе­реселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной рефор­мы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина. III Государственная дума. Общественное и политическое разви­тие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-по­литических блоков в Европе. Обострение русско-германских про­тиворечий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фрон­те в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Пси­хологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации. Влияние воен­ного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение полити­ческих партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственном власти. «Расмутинщина». IV Государст­венная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние рус­ского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки.  Русская философия поиски общественного идеала.  Русская идея.  Печать и журналис­тика.  Просвещение. Литература: традиции  реализма  и  новые  на­правления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитекту­ра. Скульптура.  Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и ис­полнительское искусство. Русский балет. «Русские сезоны» С. Дя­гилева. Рождение кинематографа.

РОССИЯ В 1917—1927 гг.

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демо­кратизация русского общества. Социально-экономическая полити­ка. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля.  Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на неле­гальное положение. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д.Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах право-либеральной альтернативы.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Со­ветов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советскою правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Сове­тов. Формирование советской государственности. Отношение боль­шевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой ре­волюции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Во­енный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в об­ласти промышленного производства, транспорта, торговли, банков­ской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускорен­ная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Граж­данской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, во­оруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н.Я.Ду­хонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, рай­оны оккупации. Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточно­го фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных прави­тельств. Уфимская директория. «Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаков­ского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П. Л. Краснова. До­бровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвар­дейской власти на юге. Политические декларации и социально-эко­номическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петро­град. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Социально-экономическая программа П.Н. Врангеля. азгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Полыней, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание.

Новая экономическая политика. Экономический и политиче­ский кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической поли­тике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его при­чины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взгля­дов В.И.Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирова­ние однопартийной системы... Превращение РКП(б) в главное зве­но государственной структуры. Образование СССР. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина.

Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Ин­тернационала. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми дер­жавами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская кон­ференция. Рапалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: при­чины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство со­ветской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-техни­ческой интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенден­ции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступ­ления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

СССР В 1928—1938 гг.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух то­чек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.

Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилет­ки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриа­лизация и насильственная коллективизация — неразрывная связь. Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты тота­литарного режима и тоталитарного государства. Партия — ядро тоталитарной системы. Огосударствление партий­ного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Попытки сопротивления тотали­тарному режиму.

Социальная система. Изменение социальной структуры об­щества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества.

Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные на­выки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная диффе­ренциация. Ужесточение трудового законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и рас­кулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в соци­альной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение со­ветской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Коминтерн: курс на создание единого антифашистскою фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Даль­невосточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физичес­кой школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Со­циально-психологический феномен социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.

Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных прото­колов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Герма­нии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периоди­зация военных действий. Оборонительные сражения летом — осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничто­жение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее на­ступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей по­сле вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отече­ственной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Ито­ги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. На­ступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. За­вершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская кон­ференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Пот­сдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и це­на победы.

СССР В  1945—1952 гг.

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние эконо­мики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Труд­ности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.

Политическое развитие страны. «Демократический им­пульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоре­чия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дис­куссии.

Внешняя политика. СССР В системе послевоенных международных отношений.  Формирование двух военно-политических 6локов государств.  Начало «холодной войны».  Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

СССР В  1953  -    СЕРЕДИНЕ 60-х гг.

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борь­ба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилита­ции жертв политических репрессий. Реорганизация государствен­ных органов, партийных и общественных организаций. Третья Про­грамма КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало ос­воения целинных и залежных земель. Реформа управления промы­шленностью. Создание совнархозов. Завершение построения эко­номических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С.П.Королев. М.В.Келдыш. И.В.Курчатов. А.Д.Сахаров. Ре­форма школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д.Гранин. В. Дудинцев. Р.Рождественский. Е.Евтушенко. А. Воз­несенский. А. Солженицын. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным обще­ственным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки на­чала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социа­лизма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее дви­жение. Отношения СССР со странами «третьего мира».

СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х — СЕРЕДИНЕ 80-х гг.

Политическое развитие. Отстранен и» Н Хрущева от вла­сти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. II Косыгин. Усиление по­зиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабиль­ность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопас­ности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основ­ные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Кон­цепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологичес­кой борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой инфор­мации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоно­гов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э.Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бес­смертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиспа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Установление военно-стратегического па­ритета между СССР и США. Переход к политике разрядки между­народной напряженности в отношениях Восток—Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки^. Отношения СССР со странами социализма. До­ктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985—1991 гг.

Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесо­юзная партийная конференция и реформа политической системы1988 г.  Проведение выборов народных депутатов СССР  1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические,  национальные  партии  и  общественно-политические движения.   Национальная   политика  и  межнациональные  отноше­ния.   Власть и  церковь в  годы  перестройки.  Августовский  поли­тический   кризис   1991   г.   и   его   последствия.   Роспуск   КПСС Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными  республиками суверенитета.  Распад СССР.  Образовать СНГ.

Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа  1987 г. и причи­ны  ее  незавершенности.   Программа  «500 дней».   Экономическая политика союзных республик  в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991  гг. и ее последствия.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласнос­ти. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информа­ции. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возоб­новление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динами­ка общественных настроений. Кризис социалистической идеоло­гии и политики.

Внешняя политика. Концепция нового политического мышле­ния. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разо­ружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод со­ветских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления. Ускорение социально-экономического развития, «кадровая ре­волюция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюра­лизм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная эко­номика, гражданское общество, правовое государство.

НОВАЯ РОССИЯ. 1991—2003 гг.

Российская экономика на пути к рынку. Программа ради­кальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.

Политическая жизнь. Декларация о государственном сувере­нитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой Конституции стра­ны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное ис­кусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России.

Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Феде­ративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах феде­ративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строи­тельства в 90-е гг.

Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Рос­сия — СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Стра­ны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.

Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспече­ние

гражданского согласия и единства общества. Новые государст­венные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с тер­роризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письменный контролирующий материал Раздела 1

 

Самостоятельная работа №1

(по главам 1,2 «Человечество после Первой мировой войны» и «Ведущие страны Запада: от процветания к кризису») см. Приложение 1

 

Самостоятельная работа №2

(по главам 3, 4 «Человечество во Второй мировой войне» и «Годы «холодной войны») см. Приложение 2

 

Самостоятельная работа №3

(по Главе 5 « Страны Европы и Америки во второй половине ХХ – начале ХХI в.») см. Приложение 3

 

Самостоятельная работа №4

(по главам 6,7,8 « Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке», «Наука и культура», «Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия») см. Приложение 4

 

Письменный контролирующий материал Раздела 2

 

Самостоятельная работа №5

(по разделу 1-3 «Россия на рубеже        ХIХ — ХХ вв.») см. Приложение 5

 

Самостоятельная работа №6

(по разделу 4 «Великая Отечественная война») см. Приложение 6

 

Самостоятельная работа №7

(по разделам 5-6 «СССР в 1945—1953 гг.») см. Приложение 7

 

Самостоятельная работа №8

(по разделу 7-9 «Россия в конце ХХ – начале ХХI в.») см. Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Задание 1

Сгруппируйте приведенные имена:

а) Р. Пуанкаре,   б) Вильгельм II,   в) Ф. Фош,   г) Франц Иосиф,

д) А. Ф. Петэн,   е) Николай II,   ж) П. К. Ренненкампф,

з) Д. Ллойд Джордж,   и) П. Гинденбург,   к) А. А. Брусилов.

Назовите каждую группу.

  1. _______________________
  2. _______________________
  3. _______________________

Задание 2

А. Укажите хронологическую последовательность событий: а) покушение в Сараеве,      б) Первая Балканская война, в) Брусиловский прорыв,   г) подписание Компьенского перемирия, д) выход России из войны, е) битва на Марне.

Б. Отметьте лишнее название в ряду: а) Верден,        б) Сараево,        в) Ватерлоо,        г) Компьен.

Задание 3

Укажите недостающие даты, названия.

Крупнейшими сражениями Первой мировой войны были битва на Марне, ______________________________________

Известные российские военачальники времен Первой мировой войны: А. А. Брусилов, _____________________________

Перемирие между Германией и странами Антанты было подпи­сано 11 ноября ________ г. в _______________________

Задание 4

Назовите основные итоги и последствия Первой мировой войны в разных сферах жизни общества:

международные отношения _________________________________________

__________________________________________________________________

экономика ________________________________________________________

__________________________________________________________________

политическое развитие ______________________________________________

__________________________________________________________________

повседневная жизнь и быт людей _____________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5.

А. Какие имперские государства распались после Первой миро­вой войны? В результате каких событий это произошло?

Государства События

 

Приложение 2

 

  1. Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939г.)
  2. Какой конференцией было инициировано Второго фронта? (Теге­ранской.)
  3. В каком городе открылась учредительная ООН? (Сан-Франциско.)
  4. Что случилось 6 августа 1945 г.? (США сбросили атомную бомбу на Хиросиму.)
  5. Когда был заключен советско-германский пакт о ненападении? (23 августа 1939г.)
  6. В антифашистскую коалицию входили... (США, Великобритания, СССР.)
  7. План нападения на СССР назывался... (План «Барбаросса».)
  8. После этого события США вступили в войну? (После нападения Японии на американскую военно-морскую базу в бухте Перл-Харбор.)
  9. Он возглавлял движение французского Сопротивления? (Генерал де Голль.)
  10. Эти лидеры государств принимали участие в Ялтинской конферен­ции? (Сталин, Рузвельт, Черчилль.)
  11. Что случилось 6 июня 1944 г.? (Англо-американские войска высади­лись в Нормандии.)
  12. Когда закончилась Вторам мировая война? (2 сентября 1945 г., в день капитуляции Японии.)
  13. С какого события началась Вторая мировая война? (С вторжения немецкий войск в Польшу.)
  14. Какие страны (кроме Германии, Японии и Италии) присоедини­лись к Тройственному пакту? (Венгрия, Румыния и Болгария.)
  15. К лету 1942 г. Бирма оказалась под контролем... (Японии.)
  16. Англо-советский союзнический договор был подписан... (26 мая 1942г.)
  17. Решение о передаче СССР Южного Сахалина и Курильских остро­вов было принято на... (Ялтинской конференции.)
  18. Когда произошла «встреча на Эльбе»? (25 апреля 1945 г.)
  19. С чьей стороны война была «странной»? (Со стороны Англии и Фран­ции в начальный этап Второй мировой войны.)
  20. Где Франция и Германия подписали перемирие 22 мая 1940 г.? (В Компьенском лесу в вагоне Фоша.)
  21. Что случилось 27 сентября 1940 г.? (Был подписан Тройственный пакт.)
  22. Как называется нацистская политика тотального уничто­жения евреев.(холокост)
  23. Что случилось 8 августа 1945 г.? (СССР объявил войну Японии.)
  24. Напишите эссе на тему «В чем причина установления тоталитарных режимов в Европе».

 

Приложение 3

Сравните высказывания об известном британском политике Д. Ллойд Джордже и ответьте на вопросы.

А. «С темпераментом бойца у Ллойд Джорджа соединялось своеобразное красноречие, полное силы, страсти и умения наносить про­тивнику меткие удары... На свой пост он принес резко демократи­ческие убеждения и скоро заставил говорить о себе всю Европу своими смелыми реформаторскими замыслами... Нужно прибавить, что Ллойд Джордж в своих речах постоянно подчеркивал, что он  человек из народа, рожденный и выросший в его среде». Иногда .»то давало повод говорить о подтексте демагогии в его обращении к народу» (Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время. Т. VI. Ч. I. -СПб.,1909. — С. 128).

В. «Первоклассный буржуазный делец и политический пройдоха, популярный оратор, умеющий говорить какие угодно, даже революционные речи перед рабочей аудиторией, способный прово­дить изрядные подачки послушным рабочим в виде социальных реформ (страхование и т. п.), Ллойд Джордж служит буржуазии великолепно и служит ей именно среди рабочих, проводит ее вли­яние именно в пролетариате, там, где всего нужнее и всего труд­нее морально подчинить себе массы» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30. — С. 176).

 

1.Чем различаются характеристики А и Б ? С каких позиций они даются?

2.Чем объясняется критическая оценка, высказанная В. И. Лени­ным? Почему представителю большевистской партии не понрави­лось британское рабочее и социальное законодательство?

3.Выскажите вашу оценку социальных реформ начала XX в. в Великобритании. Как вы охарактеризуете место и значение Д. Ллойд Джорджа в истории? Почему вы так считаете?

 

 

Приложение 4

Задание 1. Что лежит в основе глобализации? Лишнее зачеркните.

1) Стремление  США  распространить  свое  влияние  на весь мир и утвердить американский образ жизни.

2) Новейшие   информационно-коммуникационные   тех­нологии (ИКТ).

Задание 2. Выделите главные международные финансо­вые структуры, через которые проходят основные потоки капиталов. Лишнее зачеркните.

1) Международные биржи.

2) Транснациональные банки.

3) Транснациональные корпорации.

4) Транснациональные партии

Задание 3. Запишите три основных центра международ­ной экономики.

Задание 4. Почему этикетки «Сделано в Японии», «Сде­лано в США» в настоящее время потеряли свой смысл? Лишнее зачеркните.

1) Страны пытаются скрыть, что они являются произ­водителями данных товаров, потому что они плохого качества.

2) Большинство товаров производится на основе инте­грированных производств, отдельных фирм и филиа­лов транснациональных корпораций, расположенных по всему миру.

Задание 5. Выделите главный вектор в развитии миро­вой торговли в конце XX — начале XXI в. Лишнее за­черкните.

1) Снятие ограничений на передвижение товаров во всем мире.

2) Ограничение движения товаров в целях поощрения национальных производителей.

Задание 6. Какую роль играют транснациональные кор­порации и их филиалы в мировой торговле? Лишнее за­черкните.

1) Определяющую    роль. 2)    Второстепенную    роль.   3) Значительную роль.

Задание 7. Глобализация затрагивает интересы различ­ных экономических, политических и социальных сил. По­чему некоторыми из них она воспринимается как негатив­ное явление или даже угроза? Лишнее зачеркните.

1) Размываются традиционные уклады жизни.

2) Приходят в упадок неэффективные отрасли эконо­мики.

3) Правительство неспособно провести необходимые структурные реформы в экономике.

4) Не все слои населения могут приспособиться к но­вым условиям.

5) Национальные экономики отдельных государств ста­новятся уязвимыми перед лицом международных фи­нансовых кризисов.

6) Отсутствуют международные правила, которые регу­лировали бы процессы глобализации в мире.

7) Транснациональные корпорации и международный финансовый капитал действуют на международных рынках в собственных эгоистических интересах и в ущерб интересам отдельных стран и народов.

8) В основе глобализации лежат амбиции американско­го империализма подчинить своему господству весь

мир.

9) Глобализация разрушает основы национальной куль­туры и идентичности народов.

 

 

Приложение 5

  1. 1. К началу XX века территория Российской империи занимала:

а) первое место в мире     б) второе место в мире     в) третье место в мире

  1. К началу XX пека население Российской империи составляло:

а) 80 млн. человек                         б)  128 млн. человек          в)  150 млн. человек

  1. Формой правления в Российской империи была:

а) абсолютная монархия             б) демократия         в) конституционная монархия

  1. Административное устройство Российской империи представляло деление на:

а) субъекты федерации

б) губернии и области

в) губернии, области и генерал-губернаторства

  1. Выберите правильное определение понятия «индустриализация»

а) производство машин с помощью машин

б) быстрое развитие торговли с зарубежными странами

в) преобладание темпов развития сельского хозяйства над промыш­ленностью

  1. К началу XX века в Российской империи:

а) существовало индустриальное общество

б) шел процесс формирования индустриального общества

в) не было даже предпосылок к переходу в индустриальное общество

  1. Выберите правильное определение понятия «модернизация»:

а) процесс перехода к индустриальному обществу

б) созданные за год в сфере производства материальные ценности за вычетом расходов на их создание

в) долгосрочное вложение капитала в экономику

Задание №2. Продолжите предложения.

  1. Совещательный орган при царе назывался…
  2. Царские регалии состояли из…
  3. Государственные символы состояли…
  4. Самым многочисленным сословием Российской империи было…
  5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется…
  6. К привилегированным сословием относились…
  7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в…
  8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись…
  9. За правильным функционированием судебных органов следил…

Задание №3. Дайте определение:

Картель –                 Концерн –

Синдикат –              Трест –

Монополистические объединения –

Задание №4.  Заполнить таблицу

Ф.И.О. политического деятеля Какие политические преобразования предлагал
Витте С.Ю.
Плеве В.К.
Святополк-Мирский П.Д.

 

 

Приложение 6

 

  1. Напишите не менее двух последствий Гражданской войны для экономики РСФСР.
  2. Сформулируйте причины Кронштадского И тамбовского восстаний. Каковы были итоги этих выступлений?
  3. Сформулируйте причины поражения белых в Гражданской войне и причины победы красных.
  4. Укажите хронологические рамки «малой Гражданской войны»
  5. Руководителем восстания в Тамбовщине был…
  6. Войсками Красной Армии при подавлении восстания на Тамбовщине командовал…
  7. Укажите дату Кронштадского восстания.
  8. Передача в частную собственность предприятий, ранее принадлежавших государству, называется…
  9. Устрашение населения и политических противников с использованием жестоких методов насилия называется…
  10. Укажите дату уничтожения царской семьи.

 

Приложение 7

  1. Какое из указанных событий относится к периоду «оттепе­ли» 1953—1964 годов?

1) Ликвидация машинно-тракторных станций.

2) Упразднение совнархозов.

3) Замена наркоматов министерствами.

4) Принятие Конституции «развитого социализма».

  1. Попытка «антипартийной группы» В.М. Молотова, Г.М. Ма­ленкова, Л.М. Кагановича отстранить Н.С. Хрущева от вла­сти и сохранить просталинские позиции была разоблачена в 1) 1955 году.

2) 1953 году.

3) 1957 году.

4) 1960 году.

  1. Фактом, потрясшим всю страну и весь мир в 1956 году, способствовавшим демократизации страны, был доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, посвященный

1) секретным протоколам пакта 1939 года о ненападении между Германией и СССР.

2) разоблачению культа личности Сталина.

3) провозглашению «нового политического мышления».

4) разоблачению «заговора маршалов».

  1. Событие, положившее начало ослаблению репрессий, —

1) смерть И. Сталина в 1953 году.

2) арест Л. Берия в 1953 году.

3) решения XX съезда КПСС в 1956 году.

4) избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС в 1953 году.

  1. Первое военное столкновение между СССР и США в эпо­ху так называемой «холодной войны» произошло

1) во Вьетнаме.

2) в Югославии.

3) в Корее.

4) в Бирме.

  1. Заметное событие в социальной жизни советских людей в период «оттепели» —

1) систематическое повышение цен на продовольствие в городах.

2) мобилизация населения на обязательные работы.

3) начало массового индустриального строительства жилья.

4) борьба с кулачеством как классом.

  1. Верны ли следующие утверждения?

В сельском хозяйстве страны в период «оттепели»

А) колхозные хозяйства были освобождены от долгов пе­ред государством.

Б) повышены закупочные цены на некоторые сельхозпро­дукты.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) все утверждения неверны

8.Принятие в 1957 году нового трудового законодательства имело своей целью

1) предоставить работнику больше прав по выбору места работы, расширить его права.

2) ввести обязательные оплачиваемые сверхурочные работы.

3) увеличить количество часов в рабочей неделе и сокра­тить ежегодные отпуска.

4) ввести дополнительные льготы  при трудоустройстве фронтовиков.

  1. Установите соответствие между событиями и датами. По­лученный ответ впишите в таблицу.

СОБЫТИЯ:                          ДАТЫ:

1) принятие решения об освоении целинных -         А) 1957 год;                                                                                 и залежных земель;

2) отправка в космос первого искусствен-                 Б)  1954 год;                                                                         ного спутника земли;

3) подавление выступления рабочих в Но-                В) 1961 год;                                                           вочеркасске;

4) принятие Третьей программы партии -                  Г)  1956 год;                                                             программы строительства коммунизма.

Д) 1962 год.

 

  1. Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка.

«Хрущев шел на огромный личный риск, не меньший чем, при аресте Берия. Нужно было действовать быстро и решительно, опираясь на поддержку доверенных людей. Даже сам Хрущев и его близкое окружение не были безгрешны... И все же риск был хотя и велик, но оправдан.

Высказывалось мнение, что осуждение Сталина на съезде предпринималось главным образом для того, чтобы рационализировать систему бюрократического управления и даже укрепить привилегии и власть номенклатуры. Еще чаще высказывалось мнение, что выступление Хрущева на съезде стало решающим эпизодом в борьбе за власть в пар­тии. Взяв на себя инициативу, Хрущев наносил удар по та­ким ближайшим соратникам Сталина, как Молотов, Кага­нович, Маленков, Ворошилов, Микоян, присутствие которых в Президиуме мешало ему. Многое в поведении Хрущева связано и с его личными качествами. Хрущева действительно волновало тяжелое положение рабочих и особенно крестьян. Его волновало и тяжелое положение заключенных, безо всякой причины брошенных на многие годы в лагеря и тюрьмы. Текст доклада разослали всем райкомам и горкомам партии».

В каком году происходили описываемые в нем события?

1) 1944-м.

2) 1947-м.

3) 1952-м.

4) 1956-м.

 

11... Экономический курс Г.М. Маленкова. Содержание и методы.

 

 

 

Приложение 8

  1. Страны соцлагеря создали военно-политический блок для противостояния капиталистическим странам

а) Общий рынок

б) Варшавский договор

в) СЭВ

г) НАТО

  1. Послевоенная денежная реформа в СССР была осуществлена

а) в 1947 г.

б) в 1949г

в) в 1951 г.

г) в 1977 г.

  1. «Безродными космополитами» называли в СССР

а) представителей интеллигенции еврейской национальности

б) диссидентов

в) партийную номенклатуру

г) лиц, замешанных в коррупции

  1. Проект третьей программы ВКП (б), в которой ставилась задача по­строения материально-технической базы коммунизма, был подготовлен

а) в июле 1947 г.

б) в марте 1953 г.

в) в апреле 1961 г.

г) в октябре 1964 г.

  1. Укажите период «десталинизации» в истории страны.

а) 1945—1953 г.

б) 1953—1956 г.

в) 1956—1964 гг.

г) 1964—1982 гг.

  1. Отметьте неверно указанное событие, свидетельствующее о развитии «холодной войны».

а) размещение советских ракет на Кубе

б) строительство Берлинской стены

в) введение советских войск в Афганистан

г) подписание Хельсинкского соглашения

  1. О ком идет речь? Родился в крестьянской семье. После окончания училища садоводства и Киевского сельхозинститута работал на селекционых станциях. Выдвинул учение о яровизации, наследственности и видооб­разовании, обещая поднять урожайность в короткие сроки. В 1938 г. занял пост президента ВАСХНИЛ, трижды был удостоен сталинской премии, награжден орденами и медалями, получил звание Героя Соцтруда, много сил отдал борьбе с генетиками.

а) Н.И. Вавилов

б) И.В. Мичурин

в) Т.Д. Лысенко

г) С.П. Королев

  1. К 1979 г. относится

а) Карибский кризис

б) «Пражская весна»

в) ввод советских войск в Афганистан

г) международное Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

  1. Отметьте ученых, принявших участие в конструировании космических кораблей.

а) С.П. Королев и Н.Н. Глушко

б) Ю.А. Гагарин и А.Г. Николаев

в) Н.Н. Семенов и Л.Д. Ландау

г) А.Д. Сахаров и И.Е. Тамм

  1. Отметьте режиссера известных в СССР комедий.

а) Т. Лиознова

б) С. Говорухин

в) Л. Гайдай

г) А. Тарковский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№. Тема урока Датаплан Датафакт Умения и навыки
1 Вводный урок -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы
2 Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника-картографические
3 Революционное движение в Европе После Первой мировой войны -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
4 Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг. -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
5 Мировой экономический кризис 1929—1932 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
6 Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
7 Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
8 Милитаризм и пацифизм на международной арене -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
9 Повторно-обобщающий урок -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы
10 Антигитлеровская коалиция -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
11 Трудный путь к победе -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
12 Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
13 Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника-картографические
14 Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
15 Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника-картографические
16 Повторно-обобщающий урок -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
17 Политические кризисы в индустриальных странах в 1950—1970-х гг. -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
18 Эволюция политической мысли во второй половине ХХ в. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже ХХ – ХХI вв. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
19 Восточная Европа: долгий путь к демократии -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
20 Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке в мировом сообществе -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
21 Повторно-обобщающий урок -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
22 Япония и новые индустриальные страны -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
23 Китай на пути модернизации и реформирования -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
24 Индия во второй половине ХХ – начале ХХI в. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
25 Исламский мир: единство и многообразие -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
26 Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
27 Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
28 Наука и культура в ХХ – XXI вв. -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
29 Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника-картографические
30 Основные направления в искусстве и массовая культура -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
31 Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
32 Глобальные проблемы современности -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой
33. Проблемы устойчиво-безопасного развития речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
34. Контрольно обобщающий урок речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
ИСТОРИЯ РОССИИ План Факт
1 Вводный урок -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
2 Государство и российское общество в конце XIX – начала XX в. Экономическое развитие страны -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника-картографические
3 Общественно-политическое развитие России в 1894 – 1904 гг. речевые умения- умение работать с текстом учебника-картографические
4 Внешняя политика. Русско-японская война 1904—1905 гг. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом-картографические
5 Первая российская революция. Реформы политической системы. -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом-картографические
6 Экономические реформы -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом-картографические
7 Политическая жизнь в 1907—1914 гг. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
8 Духовная жизнь Серебряного века -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы) -картографические
9 Повторно-обобщающий урок -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
10 Свержение монархии. Россия весной-летом 1917 г. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
11 Октябрьская революция. Формирование советской государственности -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом-картографические
12 Начало Гражданской войны.На фронтах Гражданской войны -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
13 Экономическая политика красных и белых.Экономический и политический кризис начала 20-х гг. -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом-картографические
14 Переход к нэпу. Образование СССР -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
15 Международное положение и внешняя политика, политическое развитие и духовная жизнь в 20-е гг. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
16 Социалистическая индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
17  Политическая система, духовная жизнь и внешняя политика СССР в 30-е гг. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом-картографические
18 СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
19 Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
20 Советский тыл в Великой Отечественной войне. -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
21 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
22 Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
23 СССР на завершающем этапе Второй мировой войны -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
24 Повторно-обобщающий урок -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
25 Восстановление экономики. Политическое развитие -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом-картографические
26 Идеология и культура. Внешняя политика. -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
27 Изменения политической системы. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
28 Экономика СССР в 1953—1964 гг. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом-картографические
29 «Оттепель» духовной жизни. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
30 Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом-картографические
31 Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма» -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
32 Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. ХХ в. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
33 Политика разрядки: надежды и результаты -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
34 Реформа политической системы. Экономические реформы. Политика гласности. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
35 Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
36 Российская экономика на пути к рынку. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
37 Политическая жизнь в 1992 – 1999 гг. -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
38 Духовная жизнь России. Строительство обновлений Федерации -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
39 Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия в начале XXI в. -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
40 Контрольно обобщающий урок -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Литература для обучающихся:

Учебники
1. Данилов А.А. Косулина   Л.Г.  История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009. – 384с.
2. Загладин Н.В.  Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2009. – 328с.
3. Атлас по истории России. 9 класс – М.: Дрофа, 2009. – 48с.
4. Атлас по Новой истории. 9 класс – М.: Дрофа, 2009. – 48с.

 

Литература для учителя:

Методические пособия
1. Алексашкина Л.Н.  Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало ХХI века. Рабочая тетрадь №1. 9 класс – М.: Мнемозина, 2004. – 111с.
2. Арасланова О.В. Поздеев А.В. История России. ХХ – начало ХХI века. Поурочные разработки – М.: ВАКО, 2007. – 320с.
3. Данилов А.А. Косулина   Л.Г.  История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс. Дополнительные материалы  – М.: Дрофа, 1999. – 160с.
4. Данилов А.А. Косулина   Л.Г.  Рабочая тетрадь. 9 класс – М.: Просвещение, 2000. – 112с.
5. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы — М.: ВАКО, 2009. – 176с.
6. Коваль Т.В. Новейшая история ХХ век. Рабочая тетрадь. 9 класс  – М.: Дрофа, 2005.  – 141с.
7. Симонова Е.В. История России. ХХ – начало ХХI века. 9 класс. Поурочные разработки – М.: Экзамен, 2008. – 446с.
8. Соловьев К.А. Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало ХХI века. Поурочные разработки. 9 класс – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
9. Сороко-Цюпа О.С.  Новейшая история зарубежных стран, ХХ – начало ХХI века. 9 класс. Методические рекомендации – М.: Просвещение, 2004. – 173с.
10. Стрелова О.Ю. Уроки Новейшей истории. 9 и 11 класс – М.: Экзамен, 2008. – 350с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля