Рабочая программа по обществознанию для 7 класса

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 7 класса

Составитель: Галактионова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по Обществознанию для 7 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы курса Обществознание  для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений автора Л.Н. Боголюбов (2012 года)

Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на контрольные и практические работы – 5 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по Обществознанию и авторской программой учебного курса.

Содержание основного общего образования по Обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности  Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 175с.), рабочая тетрадь (Котова О.А., Лискова Т.Е... Обществознание. – М.: Просвещение, 2010. – 112с.) и методическое пособие для учителя (Боголюбов Л.Н. Программа курса Обществознание 6-11 классы для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 45с.)

   Цель программы обучения:

Обеспечить образовательное сопровождение процесса социализации личности,  воспитательного воздействия на формирующуюся личностьт через создание условий для освоения важнейших элементов гуманистической, нравственной, правовой, экономической, гражданской культуры

       Задачи программы обучения:

— характеризовать производство как основу экономики и важнейшее средство решения основной её цели — удовлетворение потребностей людей;

— заложить содержательную основу для изучения других,  тесно связанных с производством сфер экономической жизни общества (потребление, обмен);

— содействовать реализации межпредметных связей курса обществознания и истории;

Описание требований к уровню подготовки учащегося

Общие учебные умения

  • Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • Умения анализировать материал, определять предпосылки различных явлений;
  • Умение полемизровать и отстаивать свои взгляды;
  • Умение работать с иллюстрацией;
  • Умение составлять и работать с таблицами, схемами;
  • Умения работать с тестовыми заданиями.

Специальные предметные умения

— использование элементов причинно-следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

— выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

— объяснение изученных положений на конкретных примерах;

— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Учебно — тематический план

№ раз-дела/ темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе, час
Теория Конт-роль
1. Вводный урок 1 1
2. Человек и закон 16
2.1. Что значит жить по правилам 2
2.2. Права и обязанности граждан 2
2.3. Почему важно соблюдать законы 2
2.4. Повторно-обобщающий урок 1
2.5. Защита Отечества 2
2.6. Что такое дисциплина 2
2.7. Виновен — отвечай 2
2.8. Кто стоит на страже закона 2
2.9. Повторно-обобщающий урок 1
3. Человек и экономика 17
3.1. Экономика и ее основные участники 2
3.2. Золотые руки работника 2
3.3. Производство: затраты, выручка, прибыль 2
3.4. Виды и формы бизнеса 2
3.5. Повторно-обобщающий урок 1
3.6. Обмен, торговля, реклама 2
3.7. Деньги и их функции 2
3.8. Экономика семьи 2
3.9. Повторно-обобщающий урок 1
3.10. Контрольно-обобщающий урок 1
ИТОГО: 34 29 5

 

Содержание учебного курса.

Тема 1. человек и другие люди

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Социальные группы (большие и малые). Одноклассни­ки, сверстники, друзья. Группы формальные и нефор­мальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающе­му миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояль­ность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового ста­туса несовершеннолетних. Механизмы реализации и за­щиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопоря­док в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная ар­мия. Военная служба. Важность подготовки к исполне­нию воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования об­щества и человека. Общеобязательная и специальная дис­циплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисципли­на, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессио­нального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производи­теля.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпри­нимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгод­ного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современ­ной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники дохо­дов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Прин­ципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа

Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные прави­ла экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охра­ну окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

 Письменный контролирующий материал

Самостоятельная работа №1

(по первой части  главы «Человек и закон») см. Приложение 1

Самостоятельная работа №2

(по второй части главы «Человек и закон») см. Приложение 2

Самостоятельная работа №3

(по первой части  главы «Человек и экономика») см. Приложение 3

Самостоятельная работа №4

(по второй части главы  «Человек и экономика») см. Приложение 4

Итоговая контрольная работа см. Приложение 5

 Приложение 1

 

  1. Подумай и напиши, почему людям нужны одинаковые пра­ва: ведь каждый человек — индивидуальность.
  2. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каж­дому человеку в стране.
  3. Во второй главе Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других лю­дей могут ограничить каждое из этих прав. Испытывал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?
  4. В театре прозвучало обращение к зрителям с просьбой на время спектакля отключить мобильные телефоны. Тем не менее во время представления в зри­тельном зале постоянно раздавались звонки. Оцени с позиции прав человека действия администрации и зри­телей — владельцев телефонов. Подумай, какие допол­нительные меры может принять администрация театра. Даже если они будут более жесткими, поможет ли это избежать повторения ситуации? Свой ответ объясни.
  5. Что означает выражение «права человека закреп­лены в законе»?
  6. Что определяет границу прав человека?
  7. Почему для нормальной жизни общества необхо­димо, чтобы все люди не только имели права, но и вы­полняли обязанности?

 Приложение 2

Ответьте на вопросы теста. Внимание — в тесте может быть только один правильный ответ.

№1.

  1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

а) норма; б) порядок; в) право;   г) санкция.

  1. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:

а) привычка; б) натура; в) обряд;  г) поведение.

  1. Политические права:

1) ориентированы на благосостояние, достойный уровень. жизни человека;

2) обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2;  г) нет верного ответа.

  1. Правило, которое устанавливает государство:

а) закон; б) аксиома; в) порядок; г) мораль.

  1. Возможность каждого получать то, на что он имеет прав»

а) справедливость; б) закон; в) мораль;     г) желание.

  1. К внешним угрозам нашей стране относится:

а) создание незаконных вооруженных формирований;

б) торговля наркотиками на улицах;

в) военный конфликт в соседнем государстве;

г) распространение оружия.

  1. Обязанности гражданина России:

1) обеспечиваются Конституцией Российской Федерации;

2) определены в статьях Декларации прав человека,

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

  1. Сознательная дисциплина или самодисциплина:

а) общеобязательная; б) специальная;

в) внешняя; г) внутренняя.

№2. Дайте определение понятиям:

Этикет, конституция, правонарушение, дееспособность, закон, преступление, кодекс, табу

№3. Какое из понятий лишнее и почему?

А) Адвокат, нотариус, прокурор, судья

Б) Подстрекатель, преступник, свидетель, соучастник

В) Потрульно-постовая служба, паспортно-визовая служба, участковые уполномоченные, уголовный розыск

 Приложение 3

 

  1. Приведи пример какой-либо трудовой деятельно­сти. Оцени, какой это труд — высоко- или малоквали­фицированный.

 

  1. В середине 90-х гг. в России повсеместно стали открываться бухгалтерские курсы. На них принима­лись люди, не имеющие специального образования, и специалисты со средним специальным и высшим обра­зованием, не имеющие отношения к бухгалтерскому де­лу. Как ты думаешь, что толкало людей переучивать­ся, менять профессию?

 

  1. В Московском доме фотографии одна из нефтя­ных компаний на свои средства открыла выставку «Нефть и люди». Основной частью экспозиции стали портреты трудовых династий компании. Согласно подписям под фотографиями общий трудовой стаж некото­рых из них исчисляется веками. Чем объясняются за­траты предприятия на организацию выставки? Какую пользу компании она может принести?

 

  1. Каким видом труда ты хочешь заниматься в бу­дущем? Что для этого потребуется?

 

  1. Представь себе, что, окончив 9 класс, ты решил подработать. Составь объявление «Ищу работу», в ко­тором укажи те сведения о себе, которые могут заинте­ресовать работодателя. Какие немаловажные качества у тебя пока отсутствуют?

 Приложение 4

  1. Что такое ресурсы семьи? Назови важнейшие из них.
  2. Кратко охарактеризуй каждый из перечисленных ресурсов.
  3. Из чего складываются доходы семьи?
  4. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал из данного параграфа?
  5. Зачем семье (человеку, фирме, государству) ну­жен бюджет?
  6. Выясни основные источники дохода своей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным? Почему?
  7. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение   книг,   посещение   кинотеатров,   вы­ставок,   занятия   плаванием   в   бассейне? Свой   ответ объясни.
  8. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные до­мочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли дан­ный принцип к организации быта современной семьи? Почему?
  9. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учета семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недо­вольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 — из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 — из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты мо­жешь сказать о распределении обязанностей в этой се­мье? Подумай, как можно было бы уменьшить количе­ство ссор.
  10. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Почему?
  11. Вспомни сказку про Золушку, которую злая ма­чеха заставляла без устали трудиться по дому. Поду­май, кому мачеха причиняла больший вред — Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни.
  12. Прочти краткие характеристики домашнего хо­зяйства персонажей произведений Н. В. Гоголя. На­сколько рационально ведется хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы поясни.

А. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в бес­престанном отпирании и запирании кладовой, в соле­нии, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Ее дом был совершенно похож на химическую лабораторию».

Б.   «Чичиков ушел  в  комнату одеться  и умыться.  Когда после того вышел он в столовую, там уже сто­ял на столе чайный прибор... В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлеб­ные крохи, а табачная зола видна даже была на ска­терти».

В. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба... у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов,  сукон,  овчин... ! высушенными рыбами и всякой овощью... наготовлено было на запас всякого дерева и посуды... Не до­вольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни... и все, что ни попадалось ему... тащил , к себе».

 Приложение 5

Урок-собеседование

  1. Какие отношения называют межличностными? В чём проявляются их особенности?
  2. Какую роль общение играет в жизни людей?
  3. Какие группы называют малыми? Какие малые группы сопровождают человека всю его жизнь?
  4. Каким образом надо построить общение, чтобы избе­жать конфликта?
  5. Что общего у разных видов социальных норм? В чём их особенности?
  6. Охарактеризуйте важнейшие права человека. На ка­кие группы можно разделить эти права?
  7. Как связаны между собой закон и свобода? Каким образом закон может выступать в качестве меры справед­ливости?
  8. В чём состоит воинский долг и воинская обязан­ность?
  9. Как связаны воинская служба и дисциплина?
  10. Какие виды дисциплины существуют? В чём состо­ит значение дисциплины на производстве?
  1. Что такое правонарушение? За какие правонаруше­ния несёт ответственность подросток?
  2. Что представляют собой правоохранительные орга­ны?
  3. Чем занимается экономика как наука?
  4. Чем определяется мастерство работника? Как оно влияет на оплату его труда?
  5. Что такое предпринимательство?
  6. Какие формы обмена существуют в обществе? Чем бартер отличается от торговли?
  7. Зачем экономике нужны деньги? Какие функции они выполняют?
  8. Что общего у хозяйства страны и хозяйства семьи?
  9. В чём проявляется экологический кризис?
  10. Каковы основные правила экологической морали?

  Календарно-тематическое планирование

№. Тема урока Датаплан Датафакт Основные понятия Умения и навыки
1 Вводный урок Дееспособность -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы
2,3 Что значит жить по правилам Социальные нормы, обряд, церемония, обычай, этикет, манеры -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника
4,5 Права и обязанности граждан Труд, декларация -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
6,7 Почему важно соблюдать законы Закон -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
8 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
9,10 Защита Отечества Долг, обязанность, военкомат, присяга, -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
11,12 Что такое дисциплина Дисциплина -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
13,14 Виновен — отвечай Прокурор, проступок, подстрекательство, соучастие, штраф -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
15,16 Кто стоит на страже закона Прокуротура, таможня, адвокат, судопроизводство, лицензия, нотариус -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы
17 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
18, 19 Экономика и ее основные участники Технология, деньги, блага, товар, ресурсы -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
20, 21 Золотые руки работника Квалификация, заработная плата -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
22, 23 Производство: затраты, выручка, прибыль Прибыль, налоги, капитал -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника
24, 25 Виды и формы бизнеса Бизнес, собственность, акционерное общество -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
26 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника
27, 28 Обмен, торговля, реклама Торговля -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
29, 30 Деньги и их функции Цена, монеты, банкноты, валюта, конвертируемость, ассигнации -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
31,32 Экономика семьи Рантье, проценты -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
33 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
34 Контрольно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)

Учебно-методическое обеспечение

 Литература для обучающихся:

Учебники
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 175с.

 

Литература для учителя:

Методические пособия
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 2010. – 128с.
2. Ивашкевич Л.Д. Шпаргалка по обществознанию. (Граждановедение) – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 94с.
3. Поздеев А.В. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс.– М.: ВАКО, 2009. – 304с.
4. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2009. – 96с.
5. Степанько С.Н. Обществоведение. Поурочные планы. 7 класс. Пособие для учителя – Волгоград: Учитель,  2009. – 247с.
6. Хромова И.С. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс – М.: Русское слово, 2009. – 104с.

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля