Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 8 класса

Составитель: Галактионова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по Обществознанию для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы курса Обществознание  для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений автора Л.Н. Боголюбов (2012 года)

Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на контрольные и практические работы – 5 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по Обществознанию и авторской программой учебного курса.

Содержание основного общего образования по Обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности  Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 223с.), рабочая тетрадь (Котова О.А., Лискова Т.Е... Обществознание. – М.: Просвещение, 2010. – 96с.) и методическое пособие для учителя (Боголюбов Л.Н. Программа курса Обществознание 6-11 классы для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 45с.)

Цель программы обучения:

Обеспечить образовательное сопровождение процесса социализации личности,  воспитательного воздействия на формирующуюся личностьт через создание условий для освоения важнейших элементов гуманистической, нравственной, правовой, экономической, гражданской культуры

Задачи программы обучения:

— характеризовать производство как основу экономики и важнейшее средство решения основной её цели — удовлетворение потребностей людей;

— заложить содержательную основу для изучения других,  тесно связанных с производством сфер экономической жизни общества (потребление, обмен);

— содействовать реализации межпредметных связей курса обществознания и истории;

Описание требований к уровню подготовки учащегося

Общие учебные умения

  • Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • Умения анализировать материал, определять предпосылки различных явлений;
  • Умение полемизровать и отстаивать свои взгляды;
  • Умение работать с иллюстрацией;
  • Умение составлять и работать с таблицами, схемами;
  • Умения работать с тестовыми заданиями.

Специальные предметные умения

— использование элементов причинно-следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

— выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

— объяснение изученных положений на конкретных примерах;

— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Учебно — тематический план

№ раз-дела/ темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе, час
Теория Конт-роль
1. Вводный урок 1 1
2. Личность и общество 4
2.1. Быть личность 1
2.2. Общество как форма жизнедеятельности людей 1
2.3. Развитие общества 1
2.4. Повторно-обобщающий урок 1
3. Сфера духовной культуры 8
3.1. Сфера духовной жизни 1
3.2. Мораль 1
3.3. Долг и совесть 1
3.4. Моральный выбор – это ответственность 1
3.5. Образование 1
3.6. Наука в современном обществе 1
3.7. Религия как одна из форм культуры 1
3.8. Повторно-обобщающий урок 1
4. Экономика 13
4.1. Экономика и ее роль в жизни общества 1
4.2. Главные вопросы экономики 1
4.3. Собственность 1
4.4. Рыночная экономика 1
4.5. Производство – основа экономики 1
4.6. Предпринимательская деятельность 1
4.7. Роль государства в экономике 1
4.8. Распределение доходов 1
4.9. Потребление 1
4.10. Инфляция и семейная экономика 1
4.11. Безработица, ее причины и последствия 1
4.12. Мировое хозяйство и международная торговля 1
4.13. Повторно-обобщающий урок 1
5. Социальная сфера 6
5.1. Социальная структура общества 1
5.2. Социальные статусы и роли 1
5.3. Нации и межнациональные отношения 1
5.4. Отклоняющееся поведение 1
5.5. Повторно-обобщающий урок 1
5.6. Контрольно-обобщающий урок 1
ИТОГО: 32 27 5
Резерв 2

 

Содержание учебного курса.

Введение 1ч

Тема 1. Личность и общество (4ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос­ти.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской 'Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор­ганизации и: объединения, их роль в жизни современно­го обществам Свобода совести.

Тема 3. Экономика (13 ч)

Потребностей, и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как, и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (6 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобиль­ность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу­ти его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. От­ношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи­мость здорового образа жизни.

Резерв учебного времени — 2 ч.

 

Письменный контролирующий материал

Самостоятельная работа №1 см. Приложение 1

Самостоятельная работа №2  см. Приложение 2

Самостоятельная работа №3 см. Приложение 3

Самостоятельная работа №4 см. Приложение 4

Итоговая контрольная работа см. Приложение 5

 Приложение 1

  1. Как соотносятся понятия «человек» и «общество»?
  2. Кого называют личностью?
  3. Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?
  4. Почему ученые характеризуют общество как форму совместной жизнедеятельности людей?
  5. В чем заключаются взаимосвязи основных сфер общественной жизни?
  6. Какие изменения происходят в современном обще­стве?

 Приложение 2

1.Что включает в себя сфера духовной культуры?

2.Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

  1. В чем заключается взаимосвязь науки и образова­ния?
  2. Какое значение имеет мораль в жизни человека и Общества?
  3. В чем состоит роль религии в современном обществе?

 Приложение 3

  1. Какова роль экономической деятельности в жизни общества?
  2. В чем особенности функционирования различных экономических систем?
  3. Что такое право собственности?
  4. Как рынок регулирует экономику?
  5. Каким образом производство способно удовлетво­рять потребности людей?
  6. От чего зависит успешность предпринимательской деятельности?
  7. Зачем государство вмешивается в экономику?
  8. Почему необходимо перераспределять обществен­ные доходы?
  9. Как можно сберечь и приумножить семейные дохо­ды?
  10. Каковы причины и последствия безработицы?
  11. Как международная торговля помогает развитию мирового хозяйства?

Приложение 4

1.Существует точка зрения, согласно которой возра­стание социальной мобильности в современном обществе смягчает общественное неравенство. Приведи аргумен­ты, подтверждающие или опровергающие этот тезис.

  1. Охарактеризуй основные социальные статусы и ро­ли личности в подростковом возрасте. Что должно и что может измениться в социальном статусе и ролях лично­сти по достижении человеком 18 лет?

3.На каких принципах должны быть основаны меж­национальные отношения в современном обществе?

Покажи взаимосвязь таких понятий, как «соци­альная норма», «отклоняющееся поведение». Раскрой эту взаимосвязь на конкретном примере.

 Приложение 5

1.Что из перечисленного относится к признакам государства:

а) общность языка;

б) общность территории,

в) наличие парламента;

г) суверенитет;

д) выборность президента;

е) наличие государственного аппарата.

  1. Кто впервые определил государство как союз множества лю­дей при господстве права:

а) Щ. Монтескье;

б) И. Кант;

в) Ж. -Ж. Руссо.

3.Правовая связь человека с государством:

а) гражданство

б) право;

в) юридическая ответственность.

  1. Кто полагал, что свобода есть право делать все, что дозволе­но законом?

а) Т. Гоббс;

б) Ш. Монтескье;

в) Ф. Ницше.

  1. Независимость, самостоятельность государства — это его... (суверенитет).
  2. Органы государственного управления, а также армия, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности — это... (государственный аппарат).

7.Согласно теории естественного права, права и свобода чело­века:        !

а) дарованы ему государством;

б) присущи ему от рождения;

в) приобретаются при достижении совершеннолетия.

  1. Трудовой договор-это...:

а) соглашение между предприятием и государством;

б) добровольное соглашение между предприятием и работни­ком, в котором определяются их взаимные права и обязанности;

в)            соглашение между двумя или несколькими предпринимате­лями об условиях сбыта продукции.

Дайте определение понятий.

  • Потребности —
  • Ценностные ориентации —
  • Способности-
  • Культура —
  • Личность-
  • Конституция —
  • Межличностные отношения —
  • Общение —
  • Конфликт —
  • Общество —

Кому принадлежат слова?

  1. «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим

образом». (Б. Шоу.)

  1. «Умирать и платить налоги — удел каждого». (Б. Франклин.)
  2. «Высший капитал нации — нравственные качества народа».

(Н. Г. Чернышевский.)

  1. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином бьггь обязан».

(Н. А. Некрасов.)

  1. «Не будь наук и искусства,' не было бы человека и человече­ской жизни». (Л. Н. Толстой.)
  2. Закончите предложение. Заполните пропуски.
  • ________и _______ слиты в человеке воедино. (Соци­альное, биологическое.)
  1. __________      — выдающиеся способности, высокая степень

одаренности в какой-либо деятельности. (Талант.)

  1. Главная задача          _________  норм             — создать образец поведе­ния человека по отношению к другим людям. (Моральных.)
  2. Человек — как один из людей -           ______________.             (Индивид.)
  3. _____________ — добровольные объединения людей для какой-

то деятельности. (Общество.)

Календарно-тематическое планирование

№. Тема урока Датаплан Датафакт Основные понятия Умения и навыки
1 Вводный урок -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы
2 Быть личность Индивид, личность, адаптация, индивидуализация, интеграция -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника
3 Общество как форма жизнедеятельности людей Социальные нормы -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
4 Развитие общества Глобализация, информационная революция -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
5 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
6 Сфера духовной жизни Внешняя и внутренняя культура -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
7 Мораль Мораль, нравственность -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
8 Долг и совесть 

 
Общественный долг, совесть -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
9 Моральный выбор – это ответственность Моральный выбор -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы
10 Образование Самообразование -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
11 Наука в современном обществе -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
12 Религия как одна из форм культуры Обряд, молитва, секта, церковь -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
13 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника
14 Экономика и ее роль в жизни общества Ресурсы, средства производства, блага, альтернативная стоимость -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
15 Главные вопросы экономики Экономическая система, рыночная экономика, командная, смешанная -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника
16 Собственность Имущественные отношения -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
17 Рыночная экономика Диктатура цен, конкуренция, предложение, спрос -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
18 Производство – основа экономики Товар, услуга, факторы производства, разделение труда -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
19 Предпринимательская деятельность Экономическая свобода, фирма, товарищество -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
20 Роль государства в экономике Налог, бюджет -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
21 Распределение доходов Прожиточный минимум -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы
22 Потребление Социальное страхование -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника
23 Инфляция и семейная экономика Инфляция, сбережения, процент -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
24 Безработица, ее причины и последствия Занятость, безработица -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
25 Мировое хозяйство и международная торговля Мировое хозяйство -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
26 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
27 Социальная структура общества Социальная мобильность -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
28 Социальные статусы и роли Социальная роль, санкция -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
29 Нации и межнациональные отношения Этническая группа -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы
30 Отклоняющееся поведение алкоголизм -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
31 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
32 Контрольно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы

Учебно-методическое обеспечение

 Литература для обучающихся:

Учебники
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 223с.

 

Литература для учителя:

Методические пособия
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 2010. – 128с.
2. Ивашкевич Л.Д. Шпаргалка по обществознанию. (Граждановедение) – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 94с.
3. Поздеев А.В. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс.– М.: ВАКО, 2009. – 304с.
4. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2009. – 96с.
5. Степанько С.Н. Обществоведение. Поурочные планы. 8 класс. Пособие для учителя – Волгоград: Учитель,  2009. – 247с.
6. Хромова И.С. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс – М.: Русское слово, 2009. – 104с.

 

 

 

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля