Рабочая программа по обществознанию для 9 класса

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по обществознанию для 9 класса

Составитель: Галактионова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по Обществознанию для 9 классов (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы курса Обществознание  для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений автора Л.Н. Боголюбов (2012 года)

Программа рассчитана на 34 часа, в том числе на контрольные и практические работы – 5 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по Обществознанию и авторской программой учебного курса.

Содержание основного общего образования по Обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.     Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 223с.), методическое пособие для учителя (Боголюбов Л.Н. Программа курса Обществознание 6-11 классы для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. – 45с.)

         Цель программы обучения:

формирование свободной и социально ответственной личности, которая осознанно прокладывает свой жизненный путь

     Задачи программы обучения:

— характеризовать производство как основу экономики и важнейшее средство решения основной её цели — удовлетворение потребностей людей;

— заложить содержательную основу для изучения других,  тесно связанных с производством сфер экономической жизни общества (потребление, обмен);

— содействовать реализации межпредметных связей курса обществознания и истории;

— освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; — овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;                                                                                                                 — формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.                                             — формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

 Описание требований к уровню подготовки учащегося

Общие учебные умения

  • Умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • Умения анализировать материал, определять предпосылки различных явлений;
  • Умение полемизровать и отстаивать свои взгляды;
  • Умение работать с иллюстрацией;
  • Умение составлять и работать с таблицами, схемами;
  • Умения работать с тестовыми заданиями.

Специальные предметные умения

— использование элементов причинно-следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

— выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

— объяснение изученных положений на конкретных примерах;

— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Учебно — тематический план

№ раз-дела/ темы  

Наименование разделов и тем
Всего часов В том числе, час
Теория Конт-роль
1. Вводный урок 1 1
2. Политика 8
2.1. Политика и власть 1
2.2. Государство 1
2.3. Политические режимы 1
2.4. Правовое государство 1
2.5. Гражданское общество и государство 1
2.6. Участие граждан в политической жизни 1
2.7. Политические партии и движения 1
2.8. Повторно-обобщающий урок 1
3. Право 19
3.1. Право, его роль в жизни общества и государства 1
3.2. Правоотношения и субъекты права 1
3.3. Правонарушения и юридическая ответственность 1
3.4. Правоохранительные органы 1
3.5. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ 2
3.6. Права и свободы человека и гражданина 2
3.7. Повторно-обобщающий урок 1
3.8. Гражданские правоотношения 1
3.9. Право на труд. Трудовые правоотношения 1
3.10. Семейные правоотношения 1
3.11. Административные правоотношения 1
3.12. Уголовно-правовые отношения 1
3.13. Социальные права 1
3.14. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1
3.15. Правовое регулирование отношений в сфере образования 1
3.16. Повторно-обобщающий урок 1
3.17 Контрольно обобщающий урок 1
ИТОГО: 28 24 4
Резерв 6

 Содержание учебного курса.

 Тема 1. Политика и социальное управление

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

 Письменный контролирующий материал

Самостоятельная работа №1 (по главе «Гражданин. Государство. Право») см. Приложение 1

Самостоятельная работа №2 (по второй части главы «Права человека и гражданина») см. Приложение 2

Самостоятельная работа №3 (по главе «Личность и мораль») см. Приложение 3

Итоговая контрольная работа см. Приложение 5

 Приложение 1

№1. Заполните пропуски

Российская Федерация – Россия – есть демократическое, федеративное, _____________ государство с _____________ формой правления. Признание, соблюдение и защита _____________ — обязанность государства. РФ состоит из республик, краев, городов федерального значения, _________, _______ — равноправных субъектов РФ. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми ________ и несет __________, предусмотренные _____________. В РФ признаются _________ и иные ____________.

№2. Объясните положения

  1. Ст. 3 Конституции РФ. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления».
  2. Что нужно сделать для того, чтобы все обладали равными правами и свободами, закрепленными в Конституции?

№3. Продолжите суждения.

  1. Все равны _______________.
  2. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе __________________.
  3. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства _____________________.
  4. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным ________________________.

№4. Ответьте «да» или «нет».

  1. РФ – демократическое федеративное государство.
  2. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную власти.
  3. Суверенитет распространяется на всю территорию РФ.
  4. Религиозные объединения не отделены от государства и равны перед законом.
  5. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

№5. Дайте определения понятий:

  1. Права человека;
  2. Конституция;
  3. Правовое государство;
  4. Федерация;
  5. Президент;
  6. Федеральное собрание;
  7. Правительство;
  8. Суд;
  9. Референдум;
  10. Закон.

 

Приложение 2

№1. Ответьте «да» или «нет».

  1. Понятие «личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного.
  2. Для формирования личности достаточно семейного окружения.
  3. По древней легенде, Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…»
  4. Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, о делах, поступках людей.
  5. Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них.
  6. Задача морали – регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра.

№2.

  1. Как вы думаете, что искал Диоген днем с огнем в толпе людей?
  2. На Руси бытовало гадание: связывали хвостами петуха и курицу и сажали под решето. Если перетягивала курица, это означало… Что?
  3. Именно так называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку.
  4. Римский философ Сенека говорил: «Чужие пороки у нас всегда перед глазами». А где, по мнению Сенеки, свои собственные?
  5. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе». Это древнейшая заповедь называется… Как?
  6. По мнению французского писателя Альфонса Доде, «удачно высмеиваются лишь те недостатки, которые…» Закончите фразу.
  7. Именно такой брачный возраст устанавливал судебник, принятый в 1550 г. А каков он сейчас?
  8. Английский писатель и политик Бенджамин Дизраэли сказал, что он – «величайшее счастье на земле, если основан на полной гармонии.
  9. Его любимым изречением были слова: «Познай самого себя». Кто этот человек?

№3. Творческие задания

  1. Ваш 18-летний брат решил жениться на своей ровеснице. Предупредите его хотя бы о трех основных затруднениях, которые встанут перед юными супругами.
  2. Объясните как жадность может привести к преступлению.
  3. Народная мудрость гласит: «Если ты хочешь помочь голодному, то не давай ему рыбу, а дай ему удочку и научи его эту рыбу ловить».

 Приложение 3

  1. Прочитайте стихотворение. Согласны ли вы с автором?

Для человека мысль — венец всего живого,

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на Земле превыше он от века.

А если он живет не мысля и не веря,

То человек не отличается от зверя.          Анвари

  1. Что в человеке заложено природой, а что — обществом?
  2. Существует так называемое «золотое правило нравственности». Оно гласит: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай». Как вы относи­тесь к такому правилу? Стоит ли взять его за основу своего поведения?
  3. Человек совершает хороший поступок в расчете на вознаграждение. Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так считаете?
  4. Почему старуха из сказки А. С. Пушкина о золотой рыбке не была счастлива, ведь у нее было все?
  5. Какие из перечисленных характеристик и свойств человека и осо­бенностей его жизни можно отнести к биологически обусловленным, а какие — к социально заданным:

а) способность овладеть речью;

б) умение пользоваться столовыми принадлежностями при еде;

в) перепесенные в жизни заболевания;

г) членораздельная речь; г) способность мыслить.

  1. Прокомментируйте строки А. С. Пушкина, посвященные героям «Евгения Онегина» — двум приятелям:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза. Лед и пламень,

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились, потом

Съезжались каждый день верхом.

И вскоре стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я) –

От делать нечего друзья.

Что притягивает или отталкивает людей в межличностных отношени­ях? Что такое взаимопонимание? Как оно возникает?

  1. Проанализируйте приведенные фрагменты и сделайте выводы о том, как менялось содержание представлений о дружбе. С какими оцен­ками дружбы вы согласны, какие вызывают ваше несогласие, почему?

а) «Не многим людям свойственно друзей счастливых чтить и не за­видовать». Эсхил

б) «Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности». Платон

в) «Близкая дружба — это дружба с немногими». И. С. Кон

г) «Дружба — величайшая ценность, самое необходимое для жизни». Аристотель

  1. Согласны ли вы с утверждением: «Жить в обществе и быть свобод­ным от общества нельзя»? А как вы думаете, может ли человек стать сво­бодным, если он будет жить вне общества?

Приложение 4

1.Гражданин Николаев подал в суд на своего соседа, обвиняя его в том, что тот доставал из его почтового ящика письма и прочитывал их. В своем заявлении в суд он написал, что его сосед – преступник и что судить его надо по статье 12 Всеобщей декларации прав человека и статье 23 Конституции, что ему надо «дать» 10 лет лагерей. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные заблуждения Николаева?

  1. Какие личные права человека были нарушены в следующих случаях?

а) Электромонтер вошел в дом без приглашения.

б) Добиваясь признания, следователь ударил допрашиваемого.

в) Уборщица мыла лестничную клетку и облила грязной водой прохожего.

  1. Почему первые международные акты о правах ребенка были приня­ты только после Второй мировой войны?
  2. Несовершеннолетние преступники: распространяются ли на них нормы Конвенции о правах ребенка?
  3. Какую роль в жизни человека играет право на свободу слова?
  4. Что сказано в Конвенции о правах ребенка на свободу слова?
  5. Как вы понимаете слова Вольтера: «Когда я могу сделать то, что хо­чу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимо­сти»?
  6. Объясните слова Пришвина: «Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой. Приходит свобода, а люди не знают, что с ней делать».
  7. Что такое совесть? Как связаны совесть и вера?
  8. Право на свободу мысли, совести и религии является одним из ос­новных прав человека?
  9. Почему дети совершают преступления?
  10. Каковы условия содержания осужденных несовершеннолетних в колониях?
  11. Как Конвенция о правах ребенка защищает права несовершенно­летних, лишенных свободы?
  12. Почему дети привлекают внимание наркодельцов?
  13. Как помочь ребенку защититься от наркомании?
  14. Что такое эксплуатация детского труда?
  15. Как бороться против эксплуатации труда несовершеннолетних?
  16. Как связаны права и обязанности?
  17. Какие виды ответственности могут наступить, если совершено ка­кое-либо деяние?
  18. В каких смыслах употребляется слово «ответственность»?
  19. Объясните слова К. Маркса: «Нет прав без обязанностей, нет обя­занностей без прав».
  20. Составьте словесный портрет человека, защищающего свои права и пренебрегающего обязанностями.

 Календарно-тематическое планирование

№. Тема урока Дата

план
Дата

факт
Основные понятия Умения и навыки
1 Вводный урок -умение работать с текстом учебника

-речевые умения (умение отвечать на вопросы
2 Политика и власть Власть, политика

 
-речевые умения (умение высказывать свою точку зрения)

— умение работать с текстом учебника
3 Государство Монархия, республика, гражданство -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
4 Политические режимы Тоталитаризм, авторитаризм, демократия -умение анализа иллюстраций

— умение работать с документом
5 Правовое государство Разделение властей -умение анализа иллюстраций

— умение работать с документом
6 Гражданское общество и государство Гражданское общество

 
-речевые умения (умение высказывать свою точку зрения)

— умение работать с документом
7 Участие граждан в политической жизни Выборы, референдум, экстремизм

 
-умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
8 Политические партии и движения Партия, многопартийность

 
-умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
9 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия

 
-умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы
10 Право, его роль в жизни общества и государства Естественное право, норма права, институты права

 
-речевые умения (умение отвечать на вопросы)

— умение работать с текстом учебника
11 Правоотношения и субъекты права Правоотношение, правоспособность, дееспособность

 
-умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
12 Правонарушения и юридическая ответственность Противоправность, наличие вины, проступок, презумпция невиновности

 
-умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
13 Правоохранительные органы Суд присяжных, прокуратура, нотариат, адвокатура

 
-речевые умения (умение высказывать свою точку зрения)

— умение работать с текстом учебника
14, 15 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
16,17 Права и свободы человека и гражданина Юридические гарантии -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения)

— умение работать с текстом учебника
18 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
19 Гражданские правоотношения Субъекты, сделка, потребитель -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
20 Право на труд. Трудовые правоотношения Трудовой договор -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения)

— умение работать с документом
21 Семейные правоотношения Брак -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
22 Административные правоотношения Правонарушение, арест -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
23 Уголовно-правовые отношения Деяние, преступление, виновность, противоправность -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения)

— умение работать с документом
24 Социальные права Ипотека -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
25 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
26 Правовое регулирование отношений в сфере образования -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения)

— умение работать с документом
27 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
28 Контрольно-обобщающий урок Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой

-речевые умения (умение отвечать на вопросы)

 

 Учебно-методическое обеспечение

 Литература для обучающихся:

Учебники
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 223с.

 

Литература для учителя:

Методические пособия
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Методические рекомендации. 9 класс. Пособие для учителей – М.: Просвещение, 2010. – 144с.
2. Ивашкевич Л.Д. Шпаргалка по обществознанию. (Граждановедение) – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 94с.
3. Поздеев А.В. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс.– М.: ВАКО, 2009. – 384с.
4. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах – СПб.: Тригон, 2009. – 96с.
5. Степанько С.Н. Обществоведение. Поурочные планы. 9 класс. Пособие для учителя – Волгоград: Учитель,  2009. – 410с.

 

 

 

 

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля