Рабочая программа по основам светской этики для 4 класса

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам светской этики для 4 класса

Составитель: Галактионова Н.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса основам светской этики  для 4-х классов (далее – Рабочая программа) составлена на основе программы курса основы светской этики для учащихся 4-х классов общеобразовательных учреждений автора М.Т. Студеникина (2012 год)

Программа рассчитана на 35 часов, в том числе на контрольные и практические работы – 4 часов.

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно- воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по­лученные в начальной школе. Курс призван обеспечить обществен­но значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьни­кам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. В этом курсе дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также предчставления о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией Рабочая программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект включающий: учебник (Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2012. – 160с.), рабочая тетрадь Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 класс. М.: Русское слово, 2013. – 72с. Программа курса основы светской этики для 4 класса общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2011. – 24с.)

Цель программы обучения:

усвоение учащимися знаний добре и зле, дружбе и порядочности, честности и искренности, чести и достоинстве, доверии и доверчивости, о сострадании и милосердии, мужестве, терпении и терпимости, о правде, истине или лжи.

Задачи программы обучения:

  • дать учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий Рос­сии, об их обычаях и традициях;
  • сформировать у обучающихся нравственный идеал каждой из традиционных религий России, пока­зать общность для всех религий — представлений о добре и зле;
  • показать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;
  • воспитать у обучающихся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России.

 Описание требований к уровню подготовки учащегося

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентично­сти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование семейных ценностей;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии приро­ды, народов, культур и религий;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов­ному саморазвитию;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и об­щества;
  • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
  • становление внутренней установки личности поступать со­гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенно­стях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретно­го учебного предмета.

 Учебно — тематический план

№ раз-дела/ темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе, час
Теория Конт-роль
1. Вводный урок 1
Россия – Родина моя 2
3. Этика и этикет 2
4. Вежливость 2
5. Добро и зло 2
6. Повторно-обобщающий урок 1
7. Дружба и порядочность 2
8. Честность и искренность 2
9. Гордость и гордыня 2
10. Обычаи и обряды русского народа 2
11. Повторно-обобщающий урок 1
12. Терпение и труд 2
13. Семья 2
14. Семейные традиции 2
15. Сердце матери 1
16. Повторно-обобщающий урок 1
17. Правила твоей жизни 2
18. Праздники народов России 2
19. Защитники Отечества 2
20. Повторно-обобщающий урок 1
ИТОГО: 34 30 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы учебного курса.

 

Тема Кол-вочасов Содержание Требования к уровню подготовки учащихся
Введение в предмет 2 Народы России, их духовно­нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его струк­тура. Истоки вежливых слов. Значе­ние вежливости Иметь представление о поняти­ях: этика, этикет, светский.Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; фор­мулировать вопросы к тексту и отвечать на них
Россия — Роди­на моя 2 Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, рус­ские. Наша Родина — Россия, ее гео­графическое положение, природа, население. Радушие и доброжела­тельность россиян. Россия — много­национальное государство. Нацио­нальность и раса. Древние города России, их памятники культуры Иметь представление о поняти­ях: Родина, Россия, националь­ность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы Рос­сийской Федерации на карте, объяснять значение однокорен­ных слов, происхождение на­звания Русь; пересказывать про­читанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов
Этика и этикет 2 Понятия этика, мораль (нравствен­ность). Назначение этики, ее кате­гории. Понятие этикет, его про­исхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершен­ствование. Современные правила поведения, манеры поведения чело­века, их характеристика Иметь представление о поняти­ях: этика, этикет, манеры, нрав­ственность (мораль).Уметь: следовать правилам хоро­шего тона; объяснять практиче­ские ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам
Вежливость 2 Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай сни­мать головной убор. Этикет привет­ствия в школе и дома, на улице. От­ношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга Иметь представление о поняти­ях: вежливость, уважение, так­тичность, скромность.Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жиз­ненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое зна­чение; говорить и слушать, уча­ствовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения
 Добро и зло 2 Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских на­родных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голо­са, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдер­жанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отноше­ния к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бес­корыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявле­ния доброты Иметь представление о поня­тиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, так­тичность, сдержанность, благо­желательность, бездушие.Уметь: выявлять элементы обще­человеческих ценностей; объяс­нять смысл пословиц и погово­рок; определять значения слов; соотносить понятия с определе­ниями; соотносить текст с ри­сунком; применять правила раз­говорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждаю­щихся в помощи людях
Дружба и порядочность Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Ка­чества настоящего друга и их прояв­ление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескоры­стие, справедливость. Взаимопони­мание, требовательность и ответ­ственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской ли­тературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила друж­бы. Отношения в классном коллек­тиве Иметь представление о поня­тиях: дружба, бескорыстие, по­рядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, спра­ведливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы об­щечеловеческих ценностей; со­блюдать правила дружбы; дру­жески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфлик­тов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с понима­нием к детям иной национально­сти, цвета кожи, иных культур­ных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок 
Честность и искренность 2 Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выраже­ний о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что зна­чит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правди­вость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная часть честности. Чест­ность по выполнению правил пове­дения в школе и дома, соблюдению законов Иметь представление о поня­тиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репу­тация, закон.Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои по­ступки; оценивать позитивные ка­чества честности; проявлять чест­ность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблю­дению законов; решать практиче­ские задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотно­сить иллюстрацию с текстом
Гордость и гордыня 2 Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства челове­ка, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гор­дость за хорошие дела и поступки ге­роев России Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуваже­ние, человечность, скромность, тщеславие.Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать автор­ский замысел художественного роизведения, выявлять в нем эти­ческие понятия гордость и гордыня
Обычаи и обряды русского народа 2 Что такое обычай и обряд. Из исто­рии обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и заму­жества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью. Этикет царского обеда. Осо­бенности бракосочетания в совре­менной России Иметь представление о поня­тиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.Уметь: подобрать нужные посло­вицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; со­ставлять план для сообщения; работать с разнообразными ис­точниками информации
Терпение и труд 2 Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематич­ность. Постоянные домашние по­ручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. По­вседневные дела и техника безопас­ности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание тру­да умственного и физического. Уче­ба — важнейший труд школьника Иметь представление о поняти­ях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным цен­ностям; давать определения по­нятий; отгадывать ребусы, ре­шать кроссворды
Семья 2 Семья — объединение людей разного возраста, основанное на кровнород­ственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фа­милия — наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Ро­дословная семьи Иметь представление о поняти­ях: род, родословие, семья, фа­милия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потреб­ности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; на­писать эссе; подготовить фото­газету
Семейныетрадиции 2 Традиция — передача из поколения в поколение правил поведения в се­мье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собствен­ные традиции семьи, их создание Иметь представление о поняти­ях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обо­сновать свой ответ, сформули­ровать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение
Сердце матери 2 Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материн­ская любовь. Мать и счастье — не­раздельные понятия. Мать — творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих де­тей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к роди­телям, родным и близким Иметь представление о поняти­ях: семья, любовь, счастье, забо­та, терпениеУметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализи­ровать рассказы дом детей; уча­ствовать в классных играх; струк­турировать учебный материал по предложенному плану
Правила твоей жизни 2 Сознательная дисциплина учащих­ся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного празд­ника. Самообслуживание учащих­ся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенно­сти общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопас­ности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им Иметь представление о поняти­ях: правила, дисциплина, чест­ность, равнодушие, сочувствие, вежливостьУметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; за­ниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной без­опасности; определить свое по­ведение или свою позицию, обо­сновать поступок
Праздники народов России 2 Христианские праздники. Проис­хождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старин­ные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский со­чельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, сво­бода совести Иметь представление о поняти­ях: праздник, религия, христи­анство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила пове­дения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимо­го отношения к людям, к их ре­лигии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями
ЗащитникиОтечества 2 23 февраля — День защитника Оте­чества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Роди­ны с XIII до XX в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Ку­ликовская битва, борьба с поляка­ми в XVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная вой­на 1941—1945 гг. в наше время. Защита Родины — долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ — почетная обязанность каждого мужчины. По­дарочный этикет 

 

 

 

в наше время. Защита Родины — долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ — почетная обязанность каждого мужчины. По­дарочный этикет оформлять и представлять ре­зультаты труда, оценивать свою деятельность

 

Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны
Иметь представление о поняти­ях: Отечество, защитник, патри­от, воин.Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, вете­ранам Великой Отечественной войны 1945—1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и кон­тролировать учебные действия, оформлять и представлять ре­зультаты труда, оценивать свою деятельность
Итоговоеповторение 4 Основные знания и умения по этике и этикету Иметь представление о поняти­ях: основное содержание учебни­ка, важнейшие понятия.Уметь: ответить на вопросы, со­отнеся определения с понятиями, пословицы с изученными тема­ми; выполнить тестовые задания

 

 

 

 

Письменный контролирующий материал

 

Самостоятельная работа №1

см. Приложение 1.

 

Самостоятельная работа №2

см. Приложение 2

 

Самостоятельная работа №3

см. Приложение 3

 

Самостоятельная работа №4

см. Приложение 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1.Познакомься с ситуациями и напиши, какие из них относятся к этике, а какие — к этикету.

  • Вася проходил мимо детской площадки и увидел, как упал малыш и самостоятельно не может подняться. Он тут же бросился на помощь ребёнку.
  • Во время чтения стихотворения Петя то за­совывал руку в карман, то почёсывал за ухом, при этом постоянно переминаясь с ноги на ногу.
  • Ребята пришли в театр. Иван помог Кате снять куртку и сдать её в гардероб.
  • Вика увидела, как старушка, укладывая по­купки, обронила кошелёк, затем, взяв су­мочку, направилась к выходу из магазина. Девочка подняла кошелёк и побежала за ба­бушкой, чтобы вернуть пропажу.
  1. Кому какие цветы принято дарить по правилам этикета: маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке, учительнице.
  2. Ответь на вопросы викторины. Правильный ответ необходимо дать, подчеркнув в предложениях нужные слова.
  • Кто должен здороваться первым при встрече на улице: стоящий или проходящий?
  • Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым: мужчина или женщина?
  • Кто здоровается первым: входящий или находящийся в помещении?
  • Мальчик и девочка поднимаются по лестнице. Кто поднимается первым: мальчик или  девочка?
  • Мальчик и девочка спускаются по лестнице. Кто спускается первым: мальчик или девочка?
  • При выходе из общественного транспорта кто выходит первым: мальчик или девочка?
  • Мальчик и девочка проходят в театре (кинозале) к своим местам. Кто идёт первым: мальчик или девочка?
  • Вы опоздали в кино (театр) к началу сеанса (спектакля). Будете ли вы искать своё место или сядете на ближайшее свободное?
  1. Мы проявляем доброту, когда:

Думаем о ___________________

Говорим ____________________

Делаем ______________________

Помогаем ___________________

Заботимся о __________________

 

Приложение 2

 

  1. Прочитай предложения и напиши, о каком челове­ческом качестве говорится в каждом из них.
  • Человек не признаёт за собой никаких ис­ключительных прав, относится ко всем лю­дям с уважением, проявляет терпимость к недостаткам других людей, критически отно­сится к своим недостаткам и даже заслугам.
  • Это чувство может быть связано с удоволь­ствием, радостью от собственных успехов, от осознания важности своей деятельности.

2.Напиши фамилии известных людей, которые вы­зывают у тебя чувство гордости. Объясни свой выбор.

3.Прочитай текст и письменно ответь на вопрос.

В давние времена крестьяне отправлялись на заработки и становились бурлаками. Их нанима­ли тянуть сначала большие лодки, а потом грузовые суда (баржи) по реке вручную против течения. К барже привязывали верёвку, к сво­бодному концу — широкие ремни из кожи или толстой ткани — лямки. Эти лямки бурлаки пе­ребрасывали через плечо и медленно шли по бе­регу. Тяжело им было тащить огромную баржу.

Какое выражение произошло от этой тяжёлой работы?

  1. Подумай и напиши фамилии, которые произошли от:
  • имени предков —
  • занятий человека —
  • названия церквей —
  • прозвищ —
  • природных особенностей местности —

5.Прочитай предложения. О каких близких людях го­ворят дети?

—  Она всегда бывает доброй, покупает вкусное, что захочешь. Она всегда о нас заботится и почти никогда не ругает. Её даже слушает­ся мама и мамин папа.

—  Она бывает доброй, а бывает строгой. Она заботлива, никогда не сидит без дела, иног­да ругает нас, что мы безобразничаем, но любя.

— Он никого не боится, никогда не плачет. Он заботливый, но строгий, много работает. Да­рит маме цветы.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

1.Отметь знаком «+» традиции, которые ты бы хо­тел иметь в своей семье. Какие традиции можно добавить к этому списку?

Празднуем день рождения;

обедаем на праздничной скатерти;

делаем игрушки, поделки;

называем детей именами предков;

вместе готовим еду;

обсуждаем прочитанную книгу;

обсуждаем события дня;

катаемся на лыжах;

копаем картошку;

заботимся о пожилых бабушке и дедушке;

собираем и храним семейные реликвии;

отмечаем памятные семейные даты;

  1. Ответь на вопросы:
  • Об этой игрушке говорят, что она символизирует большую дружную семью, в которой один меньше другого.
  • Как называется фамилия девушки до замужества?
  • Как называется жилище большой трудолюбивой семьи пчёл?
  • В какой семье живут тридцать три родных сестрицы?

3.Игра «„Да” или „нет” — соблюдай этикет». Согла­сен ли ты со следующими утверждениями? Напиши «да» или «нет».

  • Запеканку ем чайной ложкой. (   )
  • Кашу кушаю десертной ложкой. (       )
  • Съев суп, кладу ложку на стол. ( )
  • Ем птицу при помощи ножа и вилки. (        )
  • «Буфетный» бутерброд беру руками. ( )
  • Остатки супа доедаю, наклонив тарелку. ( )
  • Если подали курицу в бульоне — сначала ем ложкой бульон. (        )
  • Плавленый сыр намазываю ножом на хлеб. ( )
  • Твёрдый сыр ем с ножа. (     )

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

1.Вставь в предложения подходящие по смыслу сло­ва:        праздник, буддисты, религия, мусульмане,

христианство, язычники.

  • День радости и торжества в честь какого- либо события —
  • Вера в Бога (богов) —
  • Приверженцы буддизма называются
  • Религия, основанная на       вере в      Иисуса    Хрис­та и его учении, называется
  • Верующие в Аллаха —
  • Люди, поклонявшиеся  богам       природы, —

2.Игра «„Да” или „нет” — соблюдай этикет». Согла­сен ли ты со следующими утверждениями? Напиши

«да» или «нет».

  • Отжимаю сок из дольки лимона ложкой в чашке. (   )
  • Косточки из компота кладу на стол. (  )
  • Блинчики ем специальным десертным при­бором. (   )
  • Мороженое ем с помощью ножа. ( )
  • Кофе подаю в кофейных чашках. ( )
  • Кофе пью с помощью кофейной ложки. ( )
  • Пудинг ем чайной ложкой. ( )
  • Нож держу в правой руке, а вилку в левой. ( )
  • Громко разговариваю за столом. ( )
  • Выходя из-за стола, говорю «спасибо». ( )

Получив подарок, поблагодарю, но не стану его смотреть и отложу в сторону. (

3.Заверши пословицы.

  • Жить — Родине     .
  • Кто вперёд идёт — того страх      .
  • За правое дело стой      .
  • Тот герой, кто за Родину      .
  • При солнце    тепло, при Родине .
  • Первое дело   в жизни — служить       .
  • Для родной    Отчизны не жаль и                .
  • Кто Родине    служит верно, тот  долг испол­няет       .
  • Сам пропадай, а товарища   .
  • Храбрость города .
  • Пример героя зовёт на         .
  • Слава герою, презрение       .
  • Герой не многих знает, а его имя вся страна

 

Календарно-тематическое планирование

№. Тема урока Датаплан Датафакт Основные понятия Умения и навыки
1 Вводный урок Светская этика -умение работать с текстом учебника-речевые умения (умение отвечать на вопросы
2,3 Россия — Роди­на моя Родина, славяне -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
4,5 Этика и этикет Этика, мораль, этикет, манеры, ассамблеи -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
6,7 Вежливость Уважение -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
8,9  Добро и зло Доброта, щедрость -умение анализа иллюстраций- умение работать с документом
10 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
11, 12 Дружба и порядочность Бескорыстие, правила дружбы -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
13, 14 Честность и искренность Честность, искренность -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
15,16 Гордость и гордыня Скромность, самоуважение, тщеславие -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
17,18 Обычаи и обряды русского народа Обряд сводов, венчание -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы
19 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
20, 21 Терпение и труд Трудолюбие -речевые умения (умение отвечать на вопросы) — умение работать с текстом учебника
22, 23 Семья Родословная, фамилию, христианство -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
24, 25 Семейныетрадиции Годовщина -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
26, 27 Сердце матери -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
28 Повторно-обобщающий урок Все основные понятия -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с документом
29, 30 Правила твоей жизни Дисциплина, правила поведения в общественном транспорте -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
31, 32 Праздники народов России Масленница, Пасха, Рамадан-байрам -речевые умения (умение высказывать свою точку зрения) — умение работать с текстом учебника

— картографические
33 ЗащитникиОтечества Отечество -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)
34 Итоговоеповторение Все основные понятия -умение работать самостоятельно с дополнительной литературой-речевые умения (умение отвечать на вопросы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

 

Литература для обучающихся:

Учебники
1. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2012. – 160с. 

 

Литература для учителя:

Методические пособия
1. Программа курса основы светской этики для 4 класса общеобразовательных учреждений – М.: Русское слово, 2011. – 24с.
2.
  1. Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь Основы светской этики. 4 класс. М.: Русское слово, 2013. – 72с.

 

 

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля