Русь во второй половине XIII- начале XIVвв. Татаро-монгольское иго на Руси. Восстановление хозяйства и культуры

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема:

Русь во второй половине XIII-  начале XIVвв. Татаро-монгольское иго на Руси. Восстановление хозяйства и культуры

Тип урока: комбинированный

Класс: 10

Цели урока:

Образовательные — Рассказать об установлении монгольского ига на Руси и показать принципы управления Русью; обобщить итоги и последствия более двухвекового владычество монголо-татар

Воспитательные — Способствовать формированию патриотизма

Развивающие — Речевые умения; умение работать с текстом учебника; картографические (извлекать из нее информацию)

Средства обучения: Учебник А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России. § 19-20;

Ход урока

1. Орг.момент.

2.  Проверка домашнего задания

— Главные причины поражения Руси в столкновении с монголо-татарскими завоевателями:

= а) невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воин­ской организацией;

б) разобщенность русских войск и сил; в) структура и организация монгольское конного войска и умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

—   Главные причины эффективности отпора на Западе:

= а) оборону и отпор западных захватчикам организовало Новгородское княжество – одно из богатейших на Руси;

б) «ополчение» состояло не из необученных в военном отношении крестьян (как в других регионах), а лучше тренированных и лучше вооруженных горожан под предводительством боярства.

— Почему Александр Невский, успешно сражаясь с крестоносцами, не организовал подобного отпора монголо-татарским войскам?

= Александр Невский был дальновидным политиком и осознавал

невозможность противостоять монголо-татарам военным путем, поэтому единствен­ной возможностью сохранения русских сил и спасения от полного уничтожения было согрудничество с ними. Это было возможно еще и потому, что, захватив и разграбив русскую землю, монголы все же возвращались в Орлу. Сотрудничество со шведами и немецкими рыцарями было невозможно: их целью была экспансия и полное включение земель в состав иноконфесснонального государства. Кроме того, для западноевропейской воинской традицин важна была военная победа над противником. Поэтому поражение их в битве означало, хотя и временное, но признание поражения.

3. Изучение новой темы

Русь не просто потерпела урон в противоборстве с татаро-монголами, но стала завоеванной территорией, частью Золотоордынской империи. Русь стала одной из частей (улусов) громадной империи ханов.

Улус — в переводе с монгольского означает владение. Русь была улусом хана

Золотой Орды, а русские князья, таким образом, являлись вассалами хана.

Татаро-монгольское иго представляло собой сложную, изменяющуюся со временем систему, главной целью которой было использование экономического и военного потенциала Руси винтересах Золотой Орды. В экономическом отношении оно проявлялось в ежегодной выплате Русью огромной дани монголам, как ее называли на Руси, «ордынский выход».

               «Ордынский выход» — дань Золотой Орде, которую собирали баскаки при помощи  вооруженных отрядов.

Дань собирали с дома-хозяйства. Для точной раскладки дани была проведена специальная перепись — «число». Сборщиками дани были баскаки, «великий баскак» имел резиденцию во Владимире, куда из Киева фактически переместился политический центр страны.

Баскак — представитель ордынского хана на Руси, который осуществлял контроль за  действиями князей, ведал сбором дани.

Народные массы сопротивлялись ордынской политике угнетения. Сильные волнения произошли и Новгородской земле. В 1257 с., когда там начали собирать дань, новгородцы отказались от ее уплаты. Однако Александр Нев­ский, который считал невозможным открытое столкновение с Ордой, жестоко рас­правился с восставшими. Впрочем, новгородцы продолжали сопротивление. Они отказывались «даваться в число», записываться при переписи. Их негодование вы­звало также то обстоятельство, что бояре «творяху собе легко, а меньшим зло». По­ложить меньших людей в число удалось только в 1259 г. Но в 1262 г. во многих го городах Русской земли, в частности в Ростове, в Суздале, в Ярославле, в Устюге Великом, во Владимире, прошли народные восстания, многие сборщики дани — баскаки и купцы-мусульмане, которым баскаки передавали сбор дани на откуп, были убиты. Напуганные народным движением, ордынцы решили передать значительную чаем сбора дани удельным русским князьям.

Таким образом, народное движение заставило Орду пойти если не на полную отмену баскачества, то, по крайней мере, на его ограничение, а обязанность сбора  дани перешла к русским князьям.

Политическая зависимость Руси выразилась в изменении положения князей. Хотя древнерусские нормы наследования продолжали действовать, ордынская власти поставила их под свой контроль. Князья должны были отныне ездить в Орду и получать там ханские ярлыки на свои княжества. Хан таким образом становился источ­ником княжеской власти.

          Ярлык — ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать > самих землях.

Первым в Орду в 1243 г. был вынужден поехать остав­шийся главным владимиро-суздальским князем после гибели Юрия его брат Яро­слав. По словам летописи, Батый его «почти великою честию и мужи его» и назна­чил его старшим из князей: «Буди ты старей всем князьям в русском языце». Следом за владимирским князем потянулись и остальные. Для ордынских властителей раз­дача ярлыков на княжение стала средством политического давления на русских кня­зей. С их помощью ханы перекраивали политическую карту Северо-Восточной Руси, разжигали соперничество и добивались ослабления наиболее опасных князей. По­ездка в Орду за ярлыком не всегда кончалась для русских князей благополучно. Так, князь Михаил Всеволодович Черниговский, княживший в Киеве во времена Батыева нашествия, был в Орде казнен, как сообщает его житие, из-за отказа выполнить язы­ческий обряд очищения: пройти между двумя огнями. В Орду за ярлыком съездил и галицкий князь Даниил Романович. Неудачной оказалась поездка Ярослава Всево­лодовича в далекий Каракорум — он был там отравлен (1246 г.).

                 Последствия монгольского завоевания: а)   Экономические: Запустели земледельческие центры («дикое поле»). По­сле нашествия утрачиваются многие производственные навыки.

6)   Социальные: Резко сократилось население страны. Множество людей было убито, не меньше было уведено в рабство. Многие города уничтожены.

Разные категории населения несли потери в разной степени. Видимо, крестьянское население пострадало меньше: в некоторые находившиеся в густых лесах  села и деревни неприятель мог даже и не попасть. Горожане гибли чаще: захватчики сжигали города, убивали многих жителей, уводили их в рабство. Много погибло князей и дружинников — профессиональных воинов. в)   Культурные: Монголо-татары уводили многих ремесленников и зодчих в плен, происходил постоянный отток значительных материальных ресурсов в Орду, упадок городов.

г)   Нарушение связи с другими странами: Нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии.

 

Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о хо­зяйстве в учебнике (§ 21, с. 163-167), выписать термины и ответить на следующие вопросы:

1.Что такое починок?

= Новопостроенное поселение в один, два двора и более.

2.Что такое трехпольный севооборот?

= Система земледелия с делением пашни на три поля, каждое из которых засевается сначала озимыми, затем яро­выми, а на третий год оставляется под паром.

3.  Что такое поместье?

= Это условное

землевладение, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовым или военным слугам в награду под условием вы­полнения определенных обязанностей.

4. Чем отличалась жизнь крестьян, живших на землях вотчинников и помещи­ков, от тех, которые жили на свободных землях?

= Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности или платили оброк

5.  Чем отличается оброк от барщины?

= Барщина предполагает работу на зем­лях собственника-феодала, крестьяне распахивают и засевают землю хо­зяина, собирают урожай, косят сено и т. д.: оброк — конкретный размер своеобразного полога, выраженный в натуральной форме

6.  Кто такие «гости-сурожане» и «суконники»?

= «Гости-сурожане» — это наи­более богатые купцы, они торговали с городом Сурожем в Крыму и другими южными странами. «Суконники» — купцы, которые вели торгов-лю сукном с западными странами.

7. Что такое артель?

= Это объединение лиц некоторых профессий для совместной работы, с участием  в общих доходах и с общей ответственностью.

8.Кто такие «посадские люди»?

= «Посадские люди» — торговцы и ремесленни­ки, «посаженные» (селящиеся) около крепости.

Установление над Русью политического господства за­воевателей несколько изменило положение церкви. Она, так же, как и князья, стала вассалом ханов. Но вместе с тем, русские иерархи получили возможность отстаивать свои интересы в Орде независимо от княжеской власти, что сделало их активными участниками политической борьбы на Руси. Этому способствовало и лояльное отношение монголов ко всем религиозным культам и их служителям, и освобождение последних от уплаты дани в Орлу, которую платили все другие подданные Монгольской империи. Данное обстоятельство ставило русскую церковь в привилегиро­ванное положение, но за это она должна была признать власть хана как данную от бога и призывать к повиновению ей.

Тринадцатый век стал временем решительного проникновения христианства в массы населения (народ искал защиты и покровительства у Бога), и страшные десятилетия иноземного завоевания и ига, вероятно, способствовали этому процессу.

Дискуссии об ордынском иге в российской историогра­фии касаются отрицательных и положительных сторон воздействия ига, степени торможения объективных процессов исторического развития страны. Конечно, Русь была разграблена и на протяжении нескольких веков была вынуждена платить дань, но, с другой стороны, в литературе отмечается, что сохранение церкви, церковных институтов и имущества способствовало не только сохранению веры, грамотности, церковной культуры, но и росту экономического и морального авторитета церкви. Сравнивая условия татаро-монгольского управления Руси, в частности, с турецкими (мусульманскими) завоеваниями авторы отмечают, что последние, безусловно, на­несли гораздо больший ущерб покоренным народам. Ряд историков отмечает и под­черкивает значение татаро-монгольского ига для формирования идей централизации и для возвышения Москвы. Сторонникам идеи, что татаро-монгольское завоевание резко затормозило объединительные тенденции в русских землях, возражают те, кто указывает на то, что усобицы и разъединение княжеств существовало и до нашест­вия. Спорят также о степени «нравственного упадка» и народного духа. Речь идет о том, в какой мере нравы и обычаи татаро-монгол перенимались местным покорен­ным населением, насколько оно «огрубляло нравы». Почти не вызывает споров, однако, идея, что именно монголо-татарское завоевание Руси стало тем фактором, который определил отличие развития Руси от Западной Европы, создал специфиче­ское «деспотическое», самовластное правление в Московском государстве впослед­ствии.

 

Монголо-татарское иго наложило неизгладимый отпечаток на историю Руси, по­делив ее на две эпохи — до «Батыева нашествия» и после него, домонгольскую Русь и Русь после нашествия монголов.

 

4. Домашнее задание: § 20 (со с. 157) и § 21 учебника, выучить термины.

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля