Семейное право 11 класс

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Автор: : Галактионова Надежда Витальевна

Цели: Образовательные:  — Раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;

—  Познакомить учащихся с условиями и порядком вступления в брак; условиями и порядком прекращения брака, и признание его недействительным; личными неимущественными и имущественными отношениями в семье.

Воспитательные: Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям семья,брак.

Развивающие: -   Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

Задачи: —   Обобщить знания обучающихся о семье как малой группе и важнейшем социальном институте в современном обществе.

— Сформировать тенденции современных семейных отношений, выявить проблемы российской семьи и предпринимаемые государством меры по их решению.

Формы организации работы детей: работа в группах, беседа, самостоятельная работа с раздаточным материалом

Используемое   оборудование:   учебник   Боголюбова   Л.Н. Обществознания.   11   класс,   Просвещение,   2009.   -   349с., раздаточный материал (конституция РФ, Статьи семейного кодекса), экран и интерактивная доска

Ход урока

  1. I.                   Организационный момент
  2. II.                 Изучение нового материала

Звучит музыка (вальс Мельденсона)

— Как вы думаете о чем мы будем говорить на этом уроке?

(КЛАСТЕР) – ассоциации со словом «семья»

— Что такое семья? (это малая группа, основанная на браке или семейном родстве между людьми, связанная с ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью)

В прошлом году вы изучали семью как психологическую общность, как малую социальную группу. Сегодня будем рассматривать семью как социальный институт.

Мы будем работать с Семейным кодексом и рассмотрим некоторые проблемы, возникающие на различных этапах существования семьи, попытаемся сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

Записали в тетради тему урока

Давайте уточним ряд понятий, которые нам необходимы для работы.

Задание «Привести в соответствие» (Выполняется на интер. Доске)

  1. объединение основанное на браке семья как малая группа

или кровном родстве , члены которого

связаны общностью быта, взаимной

помощью, взаимной ответственностью

  1. это объединение, которое характеризуется семья как соц.институт

совокупностью социальных норм, санкций,

ролей и образцов поведения

  1. социально одобряемые сексуальные брак

отношения между мужчиной и женщиной,

формальные предписания, определяющие

взаимные права и обязанности

супругов друг к другу и к детям

— Какие функции выполняет семья в современном обществе? (репродуктивная, социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, экономическая)

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер.

Например, государство стало санкционировать вступление в брак. Именно государство создало совокупность правовых нор, регулирующих личные и производственные от них имущественные отношения, которые возникают между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления. Другими словами государство создало семейное право.  Главным источником семейного права является Семейный кодекс.

К законам, регу­лирующим семейное право на территории Российской Федерации, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, федеральные законы и законы субъектов Федерации. Помимо этого, к источникам семейного права относят Конвенцию о пра­вах ребенка и другие международные акты. Отдельные правоотношения в обла­сти семейного права регулируют Гражданский процессу­альный кодекс, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс.

Так, например, Гражданский процессуальный кодекс определяет порядок взыскания алиментов. А за злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей родители привлекаются к уголовной ответственности (кстати, как и трудоспособные дети, уклоняющиеся от уплаты алиментов родителям).

Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъек­тов. Субъекты РФ могут решать самостоятельно кон­кретные вопросы семейного права (примером может быть снижение субъектами РФ брачного возраста).

  1. Работа с учебником стр 272. Прочитать и ответить на вопросы

—   Всегда ли семья объединяет людей, которые любят и уважают друг друга? К сожалению, не всегда.

Перед вами  картина Пукирева  «Неравный брак». Обратите внимание на жениха и невесту. Как они выглядят? Можно ли сказать, что невеста счастлива?

— А могли бы вы выйти замуж не по любви, а по расчету?

 Вступление в брак – презентация Шагиной Ирины

Работа в группах (Приложение)

  1. Права и обязанности супругов  (учебник с. 266-268).

Индивидуальная работа с текстом параграфа и ответ на вопросы.

— Какие виды прав и обязанностей имеют супруги в браке?

— Назовите личные и имущественные права супругов ?

— Укажите, какое имущество делится при расторжении брака.

  1. Права и обязанности родителей (учебник с. 269).                                                       — Каковы права и обязанности родителей?

— В каких случаях применяется мера лишения родительских прав?

— Что вам известно об основаниях и порядке взыскания алиментов на детей?

  1. Права и обязанности детей (учебник с. 268-271).

  — Назовите личные и имущественные права ребёнка в семье

— Кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без родителей?

— Каковы обязанности детей?

Выступление 1 группы

(записали в тетради схему)

Задача: При расторжении брака между супругами возник спор о разделе имущества, которое они нажили за 25 лет совместной жизни. За время совместного проживания муж приобрел большую научную библиотеку по специальности, а для жены был приобретен рояль. Муж претендовал на библиотеку и жилой дом жены, который был ею получен по наследству до вступления в брак.

Каким будет решение суда по разделу имущества?

Выступление 2 группы

(записали в тетради схему)

Задача: За плохое воспитание детей гражданин Лукин был лишен роди­тельских прав, а дети (сын и дочь) переданы на воспитание бабушке. Ба­бушка предъявила иск Лукину о взыскании алиментов на детей.

Правомерно ли требование уплаты алиментов с лица, лишенного родительских прав?

Выступление 3 группы

(записали в тетради схему)

Задача: Аркадий (14 лет) жалуется своим друзьям: «Мои родители – жестокие люди. Они требуют, чтобы в 21.00 я был дома, проверяют сделаны ли мною уроки, не хотят «разориться» на новый мобильный телефон, а старый мне давно надоел».

Может ли в данном случае быть поставлен вопрос о лишении Аркадия родительских прав?

Расторжение брака – презентация Солодиковой Ангелины

— Всегда ли вопрос о расторжении брака решается в судебном порядке?

— В каких случаях брак может быть признан судом недействительным?

III. Итог+ Закрепление

 Итак, Семейное право — отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Семейное законодательство регулирует:

1.Условия и порядок вступления в брак;

2.Условия и порядок прекращения брака, и признание его недействительным;

3.Личные неимущественные и имущественные отношения в семье;

2. Закрепление.

тестовые задания на интерактивной доске

Презентация + текст с заданиями

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля