Социальная структура общества

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Социальная структура общества

Класс: 10

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Расширить и углубить знания о многообразии социальных групп, социальном неравенстве, социальной мобильности.

Воспитательные

Развивающие — Развивать умения свободно высказывать  свою точку зрения, умение работать с текстом учебника

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 14,

 

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания (Письменный опрос)

3. Изучение новой темы

 

Тема: Социальная структура общества

Как вы уже знаете, люди в процессе своей жизнедея­тельности объединяются и человеческое общество представ­ляет собой множество различных социальных групп. К та­ким группам, например, относится народность, нация, об­щественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья. Социальные группы, как можно заметить по приве­денным примерам, различны по характеру, масштабу, ро­ли, которую они играют в обществе. Что же дает основа­ние объединить такие непохожие друг на друга сообщест­ва в категорию «социальные группы»? Ответ на этот вопрос прост: все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Каждую социальную группу характеризуют определенные связи и общие социально значимые признаки (национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религи­озная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.)

Существование различных социальных групп обуслов­лено также исторически сложившимся разнообразием усло­вий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет существование в современном обще­стве этнических и религиозных групп.

Можно ли каким-либо образом классифицировать все существующие в обществе социальные группы?

Ученые пытаются ответить на этот вопрос начиная с античных времен. Однако до сегодняшнего дня общепри­нятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации — условное деление социаль­ных групп по числу участников на большие и малые.

          Как вы помните, в качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по ин­тересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и нахо­дятся в непосредственном общении друг с другом.

Часто   наряду   с   социальными   группами   выделяют группы людей, объединенных природными признаками: ра­совой  принадлежностью,  полом,  возрастом.   Их  называют иногда биосоциалъными группами. Такие группы людей создают естественный фон их общественной жизни.

Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат.  находящийся на краю) группы. К ним относят иммигрантов, безработ­ных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей).

Различные социальные группы занимают разное поло­жение в обществе. Это положение, по мнению социологов определяется неодинаковыми правами и привилегиями, от­ветственностью и обязанностями, собственностью и дохода­ми, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Разделение общества на социальные группы, занима­ющие разное положение в обществе, называют социальной дифференциацией.

Социальная дифференциация, как утверждают социо­логи, свойственна любому обществу, так как в любом об­ществе существуют различные по своему положению соци­альные группы. Иными словами, существует неравенство — неравный доступ представителей различных социальных групп к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Даже в первобытном сообществе были старейши­ны и вожди, отличавшиеся своими правами и обязанностя­ми и занимавшие более высокое положение по сравнению с остальными соплеменниками. Дальнейшее развитие чело­вечества способствовало более сложному социальному рас­слоению.

В современном обществе социальное равенство все ча­ще понимают как равенство перед законом, а также равен­ство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства — соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В об­ществе, провозглашающем социальное равенство, создают­ся равные возможности для представителей всех социаль­ных групп (независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места прожи­вания) в получении образования, медицинских услуг, в за­нятиях экономической и политической деятельностью и др. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного полу­чения одинаковых результатов (например, равной по раз­меру зарплаты).

В современных международных документах Органи­зации Объединенных Наций (ООН) ставится задача обес­печения равных возможностей для благосостояния лю­дям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение по­требностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потреб­ностей.

Взаимосвязанные между собой социальные группы об­разуют социальную структуру общества. Каков основной элемент этой структуры?

В основе ряда теорий о социальной структуре общест­ва лежит понятие «класс». Оно вам знакомо из курса ис­тории. Рассматривая различные исторические периоды, вы изучали положение рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочего класса.

Марксистская теория использует деление общества на классы для обозначения больших групп людей, отличаю­щихся своим отношением к собственности. Многие совре­менные ученые используют понятие «класс» для фиксации различий в доходах.

В то же время многие ученые считают, что классовое деление общества (классификация) может и должно быть дополнено делением общества на страты (стратификация). Слово «страта» происходит от латинского слова слой. Выделение страт (слоев) позволяет представить соци­альную структуру общества более детально.

С помощью социальной стратификации, во-первых, можно увидеть слои внутри одного и того же класса.

Во-вторых, стратификация позволяет представить де­ление общества на социальные слои по одному или не­скольким произвольно выбранным признакам. Ими могут быть этнические, демографические, профессиональные, территориальные, возрастные характеристики, отношение к власти, размер дохода, уровень образования, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни, стандарты пове­дения, любительские интересы и пр. Например, вы, уча­щиеся 10 класса, по возрастному признаку можете быть отнесены к страте молодежи. По виду деятельности — к страте учащейся молодежи. По месту жительства — к го­родским или сельским жителям. По уровню доходов ро­дителей — к страте людей с высокими, низкими или средними доходами. Иными словами, на основе определен­ного признака каждый человек может быть отнесен к то­му или иному общественному слою — страте.

 

Как вы уже поняли, социальная структура общества отражает положение человека в нем, или, иными словами, его социальный статус. Современное общество стало открытым. В нем сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с од­ной ступеньки социальной лестницы на другую. Например, запреты на занятия той или иной профессией, на заключе­ние браков между представителями различных социаль­ных, этнических или религиозных групп

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Читают стр 157 и выписывают что такое горизонтальная и вертикальная мобильность.

горизонтальной мобильности относят про­цессы перехода из группы в группу без изменения социаль­ного положения. Процессы вертикальной мобильности связаны с пере­ходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую  и нисходя­щую социальную мобильность. К вос­ходящей вертикальной мобильности можно отнести повы­шение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, на­пример, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наемного рабочего.)

Социальной мобильности способствуют переломные пе­риоды в развитии общества: революции, войны, политиче­ские перевороты, структурные сдвиги в экономике.

Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей имеют в сво­ей основе их потребности.

Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. По направ­ленности интересы можно разделить на экономические, со­циальные, политические, духовные.

Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют со­циальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоот­ношений, от которых зависит распределение благ, необхо­димых данной социальной группе.

Социальные интересы воплощаются в деятельности — ее направленности, характере, результатах. Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Активность социальных групп, связанная с удовлетво­рением своих интересов, проявляется и в межгосударствен­ных отношениях. Яркий пример этого явления — защита крупнейшими нефтепроизводителями разных стран своих экономических интересов, проявляющихся в совместных решениях об увеличении или сокращении добычи нефти в связи с изменением цен на нефть.

Учет многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет со­здать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции ее изменений.

4. Итог: В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Бла­годаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки соци­альной лестницы на другую. 2Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важ­но знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.

 

5. Домашнее задание: § 14

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля