Социальные взаимодействия

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Социальные взаимодействия

Класс: 10

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Расширить и углубить знания о социальных отношениях, социальном конфликте, социальных аспектах труда

Воспитательные

Развивающие — умение работать с текстом учебника, развивать у учащихся умение анализа и синтеза

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 15

 

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания  (Письменный опрос)

3.Изучение нового материла

Тема: Социальные взаимодействия

В повседневной жизни мы множеством невидимых ни­тей связаны с другими людьми, обществом: взаимодействуем друг с другом по личным, учебным, экономическим, полити­ческим, правовым вопросам. Многообразие этих связей обра­зует структуру социальных отношений. Но эти взаимоотно­шения оказывают различное влияние на нашу жизнь. Они от­личаются по степени своей важности и значимости для нас.

Нельзя понять человеческие отношения, изучая толь­ко индивидов и их особенности. Характеристика любой со­циальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма ха­рактеристик составляющих ее членов. Социальные общно­сти имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Приходилось ли вам наблюдать, что человек, находясь в компании, часто поступает так, как он никогда бы не стал делать, будучи один? Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или не­возможно понять, имея сведения только об отдельных лю­дях.

Социальная связь — это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в со­циальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирова­ния взаимоотношений.

Естественно, что социальные связи формируются на основе непосредственных контактов между людьми.

Социальное взаимодействие — это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происхо­дит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действи­ям другого.

Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей.

Как вы уже поняли, именно глубокая и тесная коор­динация действий партнеров является основной характери­стикой социального взаимодействия.

Когда взаимодействия превращаются в стабильную си­стему, то они становятся социальными отношениями.

            Партнеры принимают на себя определенные функции, об­ретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

Люди осуществляют взаимодействия на разных уров­нях общности. В соответствии с этим можно выделить меж­личностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения.

Основные формы социальных взаимодействий:

  1. Сотрудничество
  2. Соперничество

 

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что кон­фликты уже давно стали неотъемлемой частью обществен­ной жизни?

Причины конфликтов разнообразны, но в основе их всегда лежит противоречие, связанное со столкновением социальных интересов, взглядов, позиций, по крайней ме­ре двух сторон. Как правило, одна сторона обладает мате­риальными ценностями, властью, престижем, авторитетом, информацией и т. д. Другая их лишена или имеет недоста­точно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние..

Социальный конфликт — это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их не-

совместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт — это противоборство взаимосвязанных, но преследующих ивой цели двух или более сторон. В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутри групповые, межгрупповые, кон­фликты с внешней средой и др.

Социальный конфликт может характеризоваться мно­гими условиями, влияющими на его развитие:

— намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);

—  отношениями   к   средствам   физического   насилия,

в том числе вооруженного;

— уровнем доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодей­ствия);

— адекватностью оценки конфликтующими сторона­ми истинного положения дел.

Читают учебник стр 165-166 и выписывают стадии конфликтов

= Предконфликтная стадия — это период, в течение которого накапливаются противоречия. Непосредственно конфликтная стадия — это совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновени­ем противоборствующих сторон), частичной или полной реализацией целей противоборствующих сторон (оговорены условия

увольнения).

На послеконф-ликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторо­нами

Социальные конфликты могут привести как к дезин-тегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, раз­рушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые — помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуа­ции, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных си­туаций практически невозможно, но вполне возможно до­биться того, чтобы они были заключены в институцио­нальные рамки, определенные нормированными отноше­ниями.

 

Читают пункт и выписывают понятия (стр 166-167)

 

В культуре труда исследователи выделяют несколько компонентов.

1. это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудо­вая среда включает физические факторы (воздух, температу­ра, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т. д.) и технико-технологические факторы (средст­ва труда, предметы труда, технологический процесс). К сред­ствам труда относятся машины и оборудование, инстру­менты и приспособления, т. е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы тру­да и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют сред­ства производства, в процессе труда они постоянно совер­шенствуются. Но решающим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства произ­водства сами по себе никаких материальных благ произвес­ти не могут.

2. это культура трудовых отношений, созда­ние благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участ­никами процесса труда.

3. культура труда личности — это система ценностей и мотивов трудовой деятельности, уровень и каче­ство профессиональных знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих эконо­мические отношения и поведение. Важный компонент культуры труда — это профессио­нальные знания. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, тре­бующей специальных знаний и умений, особой квалифика­ции. Профессио­нализм — это результат обучения и опыта работы. Работ­ник должен владеть всеми приемами и способами произ­водства,   из  которых  складывается  технологический  про­цесс его труда. Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной  подготовки,  знаний,   умений,  навыков для  выполнения  сложных  работ.

Важный элемент культуры труда работника — дисцип­лина.

Культура труда личности во многом зависит от соци­ально-психологических качеств участников трудовой дея­тельности. Среди них важно выделить трудовую мотива­цию личности, компонентами которой выступают потреб­ности, интересы и мотивы трудовой деятельности человека. По совокупности трудовых качеств можно оценивать уровень трудовой культуры лич­ности.

Итак, в процессе труда и связанных с ним трудовых отношений не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребнос­тей людей, но и развиваются сами работники: они приоб­ретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания, совершенствуют формы взаимодейст­вия.

В нашей повседневной жизни мы постоянно взаимо­действуем со многими людьми. Учитесь считаться с их интересами, прислушиваться к их мнению, не подводить своих партнеров. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с близкими нам людьми (родителями, друзьями, зна­комыми, учителями). В случае назревания конфликта вни­мательно проанализируйте причины и условия его возник­новения, подумайте о его возможных последствиях.

 

4.Домашнее задание § 15

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля