Средневековая деревня (интегрированный урок)

Автор:
Надежда Витальевна Галактионова

Тема: Средневековая деревня (интегрированный урок история + математика)

Класс: 6

Форма организации обучения: коллективно-групповое занятие, урок; форма совершенствования ЗУН (знания, умения, навыки).

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Технологии: игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Оргмомент

Класс делится на 3 группы (входят и вытягивают маленький щит, садятся за стол где стоит большой щит)

  1. Вводное повторение

Ребята, вы разделились на три рыцарских ордена. И вам сегодня нужно доказать, какой из орденов самый интеллектуальный и удачливый.

Давайте вспомним какому сословию принадлежала вся земля в период Средневековья? (феодалам). Поскольку земля находилась в руках сеньоров, крестьяне, жившие на земле, должны были платить за ее использование. Итак,  за пользование землей крестьяне несли повинности, то есть обязанности, перед сеньором.

А вот какие именно повинности были у крестьян и как они жили мы выясним с вами на этом уроке. А поможет нам в этом математика.

Начнем с разминки.

  1. Как называется тип хозяйствования, при котором все производится для внутреннего потребления, но не для продажи? (натуральное)
  2. Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5кг)
  3. Как называются принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала? (повинности)
  4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
  5. Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
  6. Как называется налог уплачиваемый крестьянами церкви? (Десятина)
  7. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
  8. Как называется земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну?(Вотчина)
  9. Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени? (6)
  10. О чем идет речь?

Она ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями; поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции; помогала бедным выплачивать налоги (Община)

 

Игра

На доске размещена таблица с зашифрованными понятиями (оброк, дробь, надел).

1 2 4 1 ?
3 4 1 2 ?
5 6 3 ? 7

Задание по группам:

— сделать вычисления;

— соотнести полученный результат с буквой;

— прикрепить букву вместо цифры;

— прочитать полученное слово.

Каждой команде выдается задание и набор букв. Выполняя задания, команда должна как можно быстрее заменить цифры в таблице на буквы.

Задания для команд:

  1. Найти ½ от 300кг.
  2. Найти 1/3 от 300кг.
  3. Найти ¼ от 300кг.
  4. Найти 20% от 300кг.
  5. Найти 5/12 от 300кг.
  6. Найти 15% от 300кг.
  7. Найти 25% от 500кг
Л О И Б П Д Т Р В Н У А Ш
125 150 600 100 90 75 120 60 15 200 20 45 450

Фронтальный опрос:

Что общего у полученных понятий из истории и математики? (оброк, барщина, надел -части чего-то). Дать определение понятиям.

Почему крестьяне платили оброк и отрабатывали барщину? (пользовались землей феодала). Сколько было земли у крестьян?

  1. Закрепление изученного материала (фронтальное).

Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».

(Выдапютмя листочки команды должны фразы текста распределить по типу повинностей: барщина и оброк).

«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»

Задача: «Крестьянин  должен 3 дня работать на  поле феодала  да еще вспахать 3 участка его земли. I участок размерами 5а на 300 м2. II участок составляет  от I участка, а III участок  составляет  40 % от площади II участка. На вспахивание 1 а уходит 2 ч. Сколько всего дней крестьянин будет работать на поле феодала и вспахивать три участка?»

  • 5а 3а = 15 (а) – площадь 1 участка
  • 15 = 3 (а) – площадь 2 участка
  • 0,4 3 = 1,2 (а) – площадь 3 участка
  • (15 + 3 + 1,2) 2 = 38,4 (ч) – время, которое займет вспахивание всех 3-х участков.
  • 38,4 = 1 сут + 14,4 ч.

 

Ответ: 4 дня + 14,4 ч.

Физминутка Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

От каждой команды выходит по очереди по 3 человека и ставят над каждым понятием «О» или «Б», за каждый правильный ответ 1 балл (в презентации)

Фронтальная работа с классом — задачи, решаемые совместно:

1 задача. У барина 300 десятин пахотной земли. Он ½ своей земли отдает крестьянам в пользование. Сколько десятин пахотной земли получит каждый крестьянский двор, если в деревне 20 крестьянских домов?

  1. 300:2 = 150 (дес) отдает барин крестьянам
  2. 150:20 = 7,5 (дес) получает каждый крестьянский двор

2 задача. Крестьянин всю свою землю делит на 3 равные части: 1 часть – под озимые, вторая часть – под яровые, а третья часть – под пар. Сколько десятин крестьянин засевает каждый год?

  1. 1/3 + 1/3 = 2/3 (частей) всей земли крестьянин засевает

Итог: Крестьянские повинности были весьма обременительны, зато не менялись из года в год и даже из поколения в поколение. Конечно, феодалы часто пытались увеличить их, нарушая давний обычай, но такому произволу крестьяне упорно сопротивлялись. В этом случае они могли пожаловаться на сеньора королю и нередко добивались справедливости.

Рефлексия:

Итоги: подводят жюри, выставление оценок.

Презентация

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля