Тематический план урока: Начало раздробления Древнерусского государства

Автор:
Мария Галактионова

6класс История Древнерусского государства.

Тема: Начало раздробления Древнерусского государства

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательная - Сформировать представление о политической раздробленности на Руси; выяснить обстоятельства и причины раздробления Древнерусского государства; раскрыть факторы, способствовавшие объединению русских людей после распада Древнерусского государства.

Развивающая — Развивать у учащихся умение анализа и умение использовать иллюстрации как исторический источник; картографические (локализовать место в пространстве, извлекать из нее информацию)

Средства обучения:

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. Параграф 9, карта учебника стр 82, иллюстрации в учебнике стр 74-80, отрывок из «Повести временных лет» стр 83.

Ход урока

1.Орг.момент:

Здравствуйте. Сейчас вы напишите небольшую проверочную работу в виде теста. На него вам отводится 10-12 минут.

Учитель раздает листки с заданием, Ученики читают и решают тест

2.Тема урока: Политическая раздробленность.

А сейчас мы приступим к изучению новой темы. Открывайте тетради и запишите в них число и тему урока. (Учитель пишет тему урока на доске — Начало раздробления Древнерусского государства).

Политическая раздробленность Древнерусского государства означает его распад на несколько княжеств, отдельных земель, претендующих на политическую самостоятельность. Прежде всего, надо выяснить причины распада Древнерусского государства и его последствия. Хотелось бы отметить, что распад Древнерусского государства – процесс сложный. Он начался после смерти Ярослава Мудрого.

После смерти великого князя главный на Руси престол занимал не его сын, а брат. Остальные князья должны были ему подчиняться. Это привело к усобицам. Набеги половцев усугубили ситуацию. Междоусобицы и набеги половцев привели к разорению Руси. В 1097г. в Любиче был созван съезд князей.

(Учитель просит записать в тетрадь дату и основные решения съезда  в тоже время он пишет их на доске.)

Ученики открывают тетради и записывают тему.

3. Продолжение темы урока: Обстоятельства раздробления Древнерусского государства

1.совместная борьба с половцами

2.князья будут править самостоятельно на земле, доставшейся им от отцов.

Просит открыть учебник на стр 83  прочитать документ и ответить на вопрос: Можно ли считать решение «каждый да держит вотчину свою» началом распада государства, а решение о совместном походе против половцев – фактом, способствовавшим объединению русских земель?

Князья договорились о совместных действиях против половцев. Походы против половцев организовал Владимир Мономах. Он приобрел большую популярность на Руси, и в 1125г. киевляне пригласили его на киевский престол. Мономах восстановил единство Руси, которое сохранял его сын Мстислав Великий. После его смерти Русь распалась на 15 независимых государств-княжеств.

Учитель задает вопрос: что же было главной причиной распада Древнерусского государства? Но чтобы ответить на этот вопрос давайте вспомним причины образования Древнерусского государства.

Вопрос: что изменилось на Руси за 70 лет после смерти Ярослава Мудрого?

Ученики записывают в тетрадь дату и основные решения съезда. Открывают учебники на нужной странице, читают и пытаются ответить на вопрос.

4. Продолжение урака: Причины политической раздробленности

Вопрос: какую роль в распаде Древнерусского государства сыграл Любический съезд князей?

Учитель  записывает итоги беседы на доске.

Причины политической раздробленности Древней Руси: 1.падение значения торгового пути «из варяг в греки»

2. отсутствие серьезной внешней угрозы

3. раздел Руси на уделы между потомками Ярослава Мудрого.

Вопрос: Древнерусское государства распалось на 15 княжеств, но оставалось ли что-то, объединяющее русские земли?

Если ученики затрудняются ответить. Обратить их внимание, что ответ можно найти в учебнике на стр 81

Записать на доске:

1.общий язык

2. общая религия

3. законы Русской Правды

4.правящая княжеская династия Рюриковичей

5. сохранившаяся в сознании народа идея единства Руси.

Ученики пытаются ответить на вопрос (защита торгового пути «из варяг в греки» и защита территории от набегов кочевников)

(путь «из варяг в греки» потерял свое значение. Половецкая опасность почти исчезла, что ослабляло стремление русских к объединению военных сил)

На съезде князья постановили каждому править в своей земле.

5. Проверка знаний полученных в ходе урока: Что объединяло русских людей в период раздробленности.

На рубеже XI-XII вв. Русь вступила в эпоху политической раздробленности, но сохранялись общие для всех княжеств язык. Религия, законы и правящая династия Рюриковичей.

Ученики записывают вывод в тетради, и пытаются ответить на вопрос.

Открывают учебник на стр 81 и ищут ответы на вопрос.

7. Домашнее задание

Учитель Просит открыть дневники и записать задание: параграф 9, записи в тетради.

Ученики открывают дневники и записывают задание.

Чтобы получать новые материалы сразу на почту, введите эл.адрес и не забудьте проверить почту:

Введите E-mail:

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля